Демографические признаки сегментации

Географические признаки сегментации

Самый простой из описательных признаков сегментации. Применяется в качестве дополнения к сегментированию по другим признакам. В большей степени необходим для определения транспортных издержек и распределения рынка по площади. Его значение несколько возрастает, если имеются существенные различия сегментов в системах культурных ценностей и различия в климате.

Основные признаки географической сегментации, адаптированные к российским условиям представлены в таблице 5.2.

Таблица 5.2. Переменные (признаки) географической сегментации

Переменные   Значение переменных  
1. Регион   Прибалтика, Беларусь, Центральная и Восточная Украина, Западная Украина, Средняя Азия, районы России: Центрально­черноземный, Северный Урал, Урал, Кавказ и т.д.  
2.Административное деление   Республика, край, область, район, город.  
3. Численность населения (для городов)   до 5 тыс., 5-50 тыс., 50-250 тыс., 250-500 тыс., 500 тыс.- 1 млн., 1-4 млн., более 4 млн.  
4.Плотность населения   Город, пригород, сельская местность  
5. Климат   Умеренно-континентальный, континентальный и т.д.  

Чаще всего рекомендуют строить географическую сегментацию на региональных переменных - по отдельной стране, группе стран, регионам, имеющим какую-либо историческую общность. И этот сегмент требует дальнейшего исследования по другим, более детализирующим признакам.

Демографическая сегментация, как и географическая, базируется на факторах долгосрочного порядка. Она базируется на гипотезе о том, что различия демографических профилей определяют и различия в предпочтениях потребителей. Переменные демографической сегментации сравнительно легко поддаются классификации и количественной оценке. Наиболее применяемыми в рыночных исследованиях являются такие переменные, как пол, возраст, доход.

Исходная информация для демографической сегментации тесно переплетаются с различиями в мотивации групп потребителей на рынке, т.е. с переменными, характеризующими поведенческую сегментацию. Основные переменные демографической сегментации, адаптированные в какой-то мере к российским условиям, приведены в таблице 5.3.

Таблица 5.3. Переменные демографической сегментации

Переменные   Значение переменных  
1. Возраст   до 1г„ 1-3, 3-6, 6-11, 12-19, 20-34, 35-49, 50-64, 65 и более  
2. Пол   Мужской, женский  
3. Размер семьи   1-2 чел., 3-4, 5 и более  
4. Жизненный цикл семьи   См. предыдущую тему  
5.Уровень дохода   до минимального, 1-2, 2-5, 5-10, 10-20, 20-50, 50 и более  
б.Виды профессий   Профессии творческого умственного труда (наука, культура), ИТР, работники крупных акционерных, казенных и унитарных предприятий, работники частных предприятий, управляющие и владельцы частных предприятий, служащие государственных учреждений, студенты и учащиеся, домохозяйки, безработные и т.д.  
7. Уровень образования   Начальное, среднее, среднее специальное, высшее, ученая степень  

Как видно из таблицы 5.3., в зависимости от специфики исследования, простые переменные могут объединяться. При этом, демографическая сегментация должна опираться одновременно на, как минимум, две переменных. Например, можно предложить следующую сегментацию рынка кухонной мебели.

Исследованиями установлено, что основными из демографических факторов для этого рынка являются (по значимости):

- уровень годового дохода семьи в целом;

- размер семьи;

- возраст главы семьи.

В результате сегментации рынка, проведенного по этим переменным, вся совокупность потребителей может быть поделена на 48 сегментов (3х4х4)-рисунок 5.4. Каждая семья принадлежит одному из сегментов, и ее потребности в кухонной мебели описываются основными характеристиками данного сегмента. После определения потенциальной емкости каждого сегмента фирма имеет возможность выбрать наиболее перспективные в коммерческом отношении сегменты и ориентировать на них свою сбытовую и производственную деятельность.

Рисунок 5.4. Условный пример сегментирования рынка кухонной мебели.

Необходимо отметить, что демографическая сегментация имеет некоторые ограничения в своем применении, основанные на описательном характере используемых переменных. То есть она использует описание людей, образующих сегмент потребителей, а не анализе факторов, формирующих поведение этого сегмента. Кроме того, в развитых странах наблюдается тенденция стандартизации стиля потребления, следовательно, уменьшаются различия между поведением потребителей с высоким и средним уровнем дохода. Таким образом, наибольшую ценность демографические параметры сегментации приобретают, во-первых, в сочетании друг с другом и, во-вторых, в сочетании с психографическими и с поведенческими.