Лекция 20. Архитектура капиталистических стран XIX в.

Раздел 6. Архитектура эпохи капитализма

Яркими примерами этого служат замечательные архитектурные памятники и ансамбли таких городов, как Тверь, Ярославль, Кострома, Калуга, Екатеринослав (Днепропетровск) и др., а также многочисленные ансамбли загородных усадеб.

Ведущий характер русской архитектуры этого времени в мировом зодчестве и большие возможности строительства обусловили приток в Россию талантливых архитекторов из других стран. Такие крупнейшие мастера, как Деламот, Ринальди, Камерон, Кваренги и др., не могли найти у себя на родине таких прекрасных условий для применения своих способностей, какие они нашли в России. Даже в передовой для того времени Франции зодчие в конце XVIII в., при крайне ограниченном строительстве, занимались преимущественно академическим проектированием.

Русские зодчие, отвечая на конкретные задачи окружавшей их действительности, подняли русскую архитектуру на ведущее место в мировом развитии архитектуры второй половины XVIII в., достигнув в своих произведениях высот классического искусства. Значение русской архитектуры второй половины XVIII в - первой трети XIX в. настолько велико, что это заставляет говорить о русской классической школе в мировой архитектуре второй половины XVIII - начала XIX вв.

Особенности и достижения архитектуры русского классицизма

Архитектурный облик Петербурга и Москвы первой трети XIX столетия свидетельствует о высоком единстве стиля в русской классической архитектуре этого времени. Вместе с тем в архитектуре обеих столиц отчетливо проявились черты художественного своеобразия, характерные для каждой из них.

В первой половине XIX века большой вклад в русское градостроительство, архитектуру и монументальное искусство был сделан московскими зодчими и художниками, восстанавливавшими Москву после пожара 1812 года, прежде всего - О. Бове, Д. Жилярди и А. Григорьевым. Эти архитекторы проявили исключительное понимание общих вопросов градостроительного порядка, особое чувство ансамбля, умение заглянуть в будущее и представить себе дальнейшее развитие центра столичного города.

В архитектуре 30-х - 40-х гг. особое место занимает строительство грандиозного Исаакиевского собора в Петербурге (арх. О. Монферран, 1817 - 1857 гг.). Это произведение было последним, задуманным и осуществленным в духе высоких художественных традиций русской архитектуры первой трети столетия.

Черты триумфальной приподнятости, особой мажорности архитектуры - характернейшая особенность стиля позднего русского классицизма. Эти признаки нашли свое отражение и в созданном К. Росси ансамбле Александрийского театра(1827 - 1832 гг.). Сам театр являлся лучшим в Европе того времени по композиционному решению и декоративной отделке.

Одновременно с Михайловским дворцом в 1820-х годах К. Росси завершает оформление Дворцовой площади. Два симметрично расположенных дугообразных в плане корпуса Главного штаба и Министерств соединяются Триумфальной аркой, увенчанной квадригой работы скульпторов С. Пименова и В. Демут- Малиновского. Вследствие верно рассчитанного пространственного эффекта и выверенных пропорций сооружение производит огромное впечатление. Своим величественным обликом здание Главного штаба отразило героизм русского народа в войне 1812 года.

Созданный К. Росси комплекс Михайловского дворца (1819 - 1826 гг.) включает основное здание, фланкирующие его служебные корпуса и большую площадь. Одновременно архитектор спланировал весь прилегающий район города - от Невского проспекта и до Невы. Возник развитый ансамбль, обогативший центр столицы.

Под руководством К. Росси сложился творческий коллектив, состоявший из помощников архитектора, инженеров-строителей, живописцев-декораторов, скульпторов, мраморщиков, мебельщиков, паркетчиков, позолотчиков и других мастеров. Это облегчило К. Росси создание больших и ярких архитектурных сооружений, начиная с общей планировки, объемных форм и вплоть до мельчайших деталей убранства интерьера и художественного оформления.

Ряд градостроительно- архитектурных работ огромного масштаба осуществляет ведущий мастер этого времени Карл Росси.

Художественно-стилистические средства, используемые О. Бове, Д. Жилярди и А. Григорьевым, в значительной мере являются общими: классицистическая система организации композиции с выделением главного объёма, которому подчинены боковые флигеля, ордерный портик в центре с фронтоном и другие. Для московских зодчих характерна особая пластичность архитектурных форм, относящаяся не только к внешнему, но и внутреннему облику зданий.

В 40-х гг. XIX столетия в русской архитектуре появляются новые качества, предопределённые зарождением капитализма в недрах феодальной формации.

1. Подъём русского государства после реформ Петра I вызвал широкий размах строительства, в котором русские зодчие второй половины XVIII в. решали крупнейшие градостроительные и ансамблевые задачи, поставленные развитием государства. В этом строительстве, не имевшем себе равного в других странах того периода, русские зодчие, создавали выдающиеся монументальные произведения и ансамбли, осуществляя в них наиболее прогрессивные приёмы и методы архитектуры своей эпохи.

2. Русская архитектура второй половины XVIII в. в лучших своих произведениях (особенно в творчестве таких гениальных зодчих, как Баженов, Казаков, Старов) не может быть полностью охарактеризована общепринятым стилистическим понятием классицизма, так как её содержание шире рамок, определяемых его эстетикой. Причины этого лежат в особенностях исторического и социально-экономического процесса развития России.

4. Новый подход к проблемам градостроительства - одно из главных достижений русской архитектуры XVIII в. В это время было разработано свыше четырёхсот проектов планировки городов. По широте и масштабу эти работы не имели ничего равного себе в архитектуре Западной Европы того времени и намного опередили отдельные разрозненные попытки в этом направлении, предпринятые там лишь в середине и во второй половине XIX столетия. Однако при этом не следует забывать об исторической и социальной ограниченности градостроительства этого времени, проявившейся в том, что множество проектов городов осталось на бумаге, а в осуществленных городах ансамблевая застройка затрагивала лишь их центры, заселенные привилегированными классами.

5. Одной из особенностей развития русской архитектуры второй половины XVIII в. было его многообразие, которое проявилось в различии художественных оттенков, характеризующих местные архитектурные направления в Москве, Петербурге и провинциальных городах. Архитектурные приёмы зодчих Москвы и Петербурга находили применение в большом строительстве провинциальных городов того времени. Эти приёмы использовались местными архитекторами применительно к условиям сложившихся архитектурных ансамблей городов и служили основой формирования местных архитектурных школ. Архитекторы провинции, во многих случаях самородки-крепостные, творчески развивали приёмы народного искусства, обогащая этим общее течение русской классической архитектуры и влияя, в свою очередь, на её развитие в обеих столицах.