Е гг. XIX столетия - начало общего художественного упадка русской архитектуры, связанного с развитием капитализма в России.

Разгром царизмом декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. и жесточайшая реакция резко ослабили чувства патриотизма и стремление к идеализации действительности, что привело, в частности, к пересмотру художественных концепций в искусстве и архитектуре.

Архитектура русского классицизма в XVIII - XIX вв. прошла три этапа - раннюю стадию, период строгого стиля и поздний период.

Русский классицизм - одна из вершин в развитии русского национального зодчества и одна из самых ярких страниц мировой архитектуры и градостроительства.

Вторая половина XVIII в. - время утверждения России, как могущественной мировой державы. Победоносная семилетняя война с Пруссией, успешные войны с Турцией и Швецией показывают всему миру непобедимость русской армии и русского флота. Тесная связь с Европой, установленная в петровское время, уже не прерывается. Россия стала одним из ведущих государств в мировом хозяйстве и мировой культуре. В это время развивается и крепнет русская промышленность, быстро растет население городов. Крепнет новая социальная сила - купечество, начинает складываться "третье сословие".

Вместе с тем усиливается эксплуатация труда крепостных. Растёт волна крестьянских восстаний, которые выливаются в грозную крестьянскую войну под руководством Пугачёва, ставящую под угрозу незыблемость крепостнической монархии.

Эта сложная социальная обстановка выдвигает перед дворянством, как господствующим классом, новые политические и идеологические задачи. В передовых кругах русского общества зреет протест против, роскоши и излишеств придворных кругов, против диких форм крепостничества - главного препятствия на пути развития России. На основе "просветительных" идей выдвигается идеал "разумно построенного" дворянского государства. Отвлеченная схема идеализированного государства строится на принципах рационалистической философии с её тяготением к разумности и ясности, порядку и простоте. Всеми этими качествами, по представлениям того времени, обладала античность. Обращение к античности, связанное с появлением и развитием буржуазных отношений, было определенным этапом в развитии большинства стран Европы, но античное наследие каждый народ использовал по-своему, исходя из своих задач, условий исторического развития и национального склада.

Отечественная война 1812 года, усилив патриотические чувства, способствовала дальнейшему развитию русского искусства и архитектуры. В обстановке подъёма национального самосознания в период отечественной войны и обострения классовой борьбы в послевоенное время зрело мировоззрение декабристов - дворянских революционеров, выступающих против крепостничества и самодержавия.

Строительные приёмы и конструкции

Вторая половина 1760-х и 1770-е годы - период раннего классицизма. В это время пробуждается интерес к пропорциям и средствам ордерной архитектуры, но вместе с тем сохраняется в значительной мере привычка к декоративным, чисто пластическим мотивам и приёмам стиля барокко.

Новые прогрессивные устремления русского дворянства определили в архитектуре пересмотр прежних художественных принципов и обращение к освоению художественных приёмов античной архитектуры. В распространении принципов нового направления в архитектуре и в создании кадров архитекторов значительную роль сыграли учебные центры, существовавший в эти годы в России,- Академия художеств в Петербурге, Партикулярная академия Баженова и основанная в 1775 г. школа при Каменном приказе в Москве.

Высокий подъём русской научной мысли, отличающий это время, сказывается в области строительной техники. Появляются выдающиеся русские изобретатели, среди которых выделяется Кулибин. Его смелые инженерные замыслы (например, в 1776 г. проект деревянного арочного однопролётного моста через Неву с длиной арки в 298 м) нашли отражение в разработанных в эти годы конструкциях, распространившихся и в строительной практике.

Во второй половине XVIII в. получает большой размах строительство каменных и кирпичных зданий. Увеличивается количество частных и казённых кирпичных заводов. Продолжается широкое применение отделочных материалов. Особенное развитие в декоративной обработке зданий получают в это время искусственный мрамор, стекло, гипс. В строительстве монументальных зданий распространяются купольные каменные и кирпичные перекрытия большого диаметра (в здании Сената 24,7 м, в Голицынской больнице 17,5 м и др.). За последние три четверти столетия в мировой строительной практике не было куполов столь значительных пролетов. Пролет купола церкви св. Женевьевы (Пантеон) в Париже (1764 - 1791 гг.) на 4 м меньше купола Сената.

В архитектурном строительстве находят широкое использование железо и чугун для решёток, балконов и оград, а также для опор, перекрытий, различного рода связей и перемычек, что позволяет делать более тонкими стены и увеличивать расстояния между колоннами.

Получают развитие деревянные конструкции из вертикально поставленных стоек (Останкинский дворец и др.), что дает большую свободу архитекторам, позволяя возводить стены неограниченной длины и криволинейные в плане. Следует отметить также распространение для больших пролётов деревянных перекрытий, подвешенных к стропилам. В дворцах и общественных сооружениях начинают применяться деревянные подшивные своды с распалубками. Необходимость стропил для конструкций с подвесными сводами обусловила новые остроумные системы деревянных стропил с большими пролетами (Университет - 30 м, Петровский дворец - 17 м и др.).