Лекция 17. Архитектура Петровского времени первой половины XVIII в.

Древнерусская архитектура не знала скульптурных монументов в память особо выдающихся событий, их заменяли архитектурные сооружения. Эти памятники в честь важнейших событий в политической жизни Русского государства имели церковно-культовое назначение.

До начала XVIII в. в России не было специального архитектурного образования. Архитекторы, или, как их именовали в то время, мастера и подмастерья каменных дел, учились на практическом опыте строительства. Выйдя из крестьян, они в дальнейшем становились городскими ремесленниками. Характерным явлением в древнерусском зодчестве была наследственная передача технического опыта и архитектурных познаний от отца к сыну, братьям и т. д.

Замечательное развитие получила в XVII в. крестьянская деревянная архитектура, особенно на севере, где не было крепостного права, и продолжала существовать старинная община. Народные зодчие создали замечательно разнообразные архитектурные сооружения, ярко отразившие необычайное богатство народной фантазии и неисчерпаемые творческие возможности народного искусства.

В этот период окончательно сложился тип русского каменного города-крепости, в этом отчетливо сказалась ведущая роль градостроительного начала в русской архитектуре. Необходимо отметить принципиальное отличие русского кремля от западноевропейского феодального замка-крепости. В то время как последний был укрепленной резиденцией феодала, русский кремль являлся центром государственной и общественной жизни города и был рассчитан на то, чтобы в случае опасности укрывать от врага население посада и окрестных селений.

На рубеже XV и XVI столетий, как в Москве, так и на периферии самым значительным по масштабу было крепостное строительство, вызванное сложным международным и внутренним положением Русского государства.

С образованием Русского централизованного государства во второй половине XV в. в Москве закладываются основы общерусской архитектуры. Различные местные художественные школы влились в архитектуру Москвы, которая, творчески используя это богатейшее наследие, начинает оказывать решающее влияние на строительство во всех русских землях. В начале XVI в. Москва не только становится лучшим и красивейшим русским городом, но превращается в образец, которому подражают в различных городах Русского государства.

5. В русской архитектуре конца XVII в. отчетливо сказались противоречия между гениальными творческими силами мастеров, вышедших из народа, и ограниченными творческими возможностями, которыми они располагали, выполняя заказы боярства и духовенства. Они были стеснены в своём творчестве узкими рамками церковного зодчества, продолжавшего до конца XVII в. играть преобладающую роль в монументальном каменном строительстве. Однако и в этих условиях древнерусские архитекторы сумели создать прекрасные произведения национальной архитектуры, которыми законно гордится русский народ.

6. Образование централизованного государства и сопутствовавший этому процессу подъём национального самосознания русского народа создали необходимые предпосылки для возникновения совершенно нового архитектурного типа высотного сооружения - храма-памятника, который является наиболее ярким архитектурным выражением нового этапа в историческом развитии Русского государства.

7. Культурный перелом рубежа XVII и XVIII вв., обусловивший распространение классических форм в русской архитектуре, не означал механического разрыва новой русской культуры с культурой Московского государства. Древнерусская культура не отмирает полностью, её прогрессивные черты продолжают развиваться в новых условиях, но уже в творчески переработанном виде.