Особенности и достижения архитектуры Московского государства

Это ярусное сооружение конца XVII в. знаменует переход от древнерусского зодчества к новому периоду в развитии русской архитектуры, связанному с образованием могущественной Российской империи. В подобных высотных композициях общественных и культовых зданий получила архитектурное выражение идея величия, экономической мощи и политического могущества складывавшейся Российской империи.

Сложное и многообразное развитие русской архитектуры в XVII в. завершается созданием в последнем десятилетии нового ярусного типа культового здания. Небольшое по площади, компактное по композиции, изящное и стройное по силуэту, оно получило широкое распространение в усадебном строительстве конца XVII и начала XVIII вв. Среди построек этого типа наиболее выдающимся является церковь Покрова в Филях (1693 - 1694 гг.).

Каменное строительство конца XVII и начала XVIII вв., как церковное, так и гражданское, отличалось большим разнообразием архитектурных форм и типов, исключительной нарядностью архитектурного убранства, красочностью и живописностью композиций.

Как и древнерусские кремли, живописные монастырские ансамбли являются совершенными образцами художественного единства архитектуры и окружающей природы. Создававшиеся на протяжении столетий разными зодчими, они отличаются в целом изумительным единством архитектурного ансамбля, в котором нельзя что-либо отнять, не нарушив художественной гармонии целого.

На протяжении XVII в. заново были обстроены и московские монастыри, в особенности южное полукольцо монастырей, среди которых видное место по красоте и архитектурным достоинствам занимает ансамбль Новодевичьего монастыря.

Наиболее характерным примером пышной и декоративной церковной архитектуры середины XVII в. является московская церковь Троицы в Никитниках(1635 - 1653 гг.).

В XVII в. характерное стремление к декоративности и живописности сказалось в каменной шатровой надстройке Спасской башни Московского Кремля (1625 г.)

Завершает развитие высотных сооружений XVI церковь-колокольня Ивана Великого (Ивана Лествичника) в Кремле (1600 г.).

Выдающимся архитектурным произведением этого ряда был Покровский собор (Храм Василия Блаженного) в Москве, сооруженный в 1555 - 1560 гг. зодчимиБармой и Посником в память покорения Казани и Астрахани - крупнейших событий русской истории, знаменовавших победоносное завершение борьбы русского народа с татаро-монгольскими завоевателями.

Архитектура церкви Вознесения оказала огромное влияние на последующее развитие русского зодчества. Тип стройной высотной композиции стал с этого времени характерным для русской монументальной архитектуры.

Величественный столп Ивана Великого объединил в качестве основной вертикальной оси все сооружения Кремля и в течение столетий был самым высоким сооружением Москвы, господствовавшим в её ансамбле.

В XVII в. широкое распространение получили ярусные церкви. Русские зодчие-плотники XVII - XVIII вв. для придания своим постройкам ещё большей живописности стали увенчивать их большим числом глав. Пять, а иногда и девять глав ставили и на крыше восьмерика ярусной церкви как это можно видеть в Покровской церкви Кижского погоста 1764 г. В соседней с ней Преображенской церкви (1714 г.) число глав доведено до двадцати двух.