Лекция 16. Архитектура Московского государства XV - XVII вв.

Ранне-московская архитектура была ограничена в своих возможностях, и здания возводились сравнительно небольших размеров, что вызывалось главным образом недостатком средств, шедших на укрепление военной мощи Московского княжества. Подражая владимирским образцам, а, также используя наследие киево-черниговской и новгородско-псковской архитектуры, ранне-московские мастера заложили первые камни в фундамент общерусского зодчества. Динамичное построение храмов по вертикали, включение элементов народного узорочья, более житейски трактовка образа церкви, введение иконостаса - вот далеко не полный вклад московских каменодельцев, который получил в дальнейшем творческое развитие. С конца XIV в. Москва становится средоточием всех творческих сил. Раннемосковское искусство впитало высокие общенародные идеалы, связанные с объединительной миссией Москвы, ставшей знаменем освободительной борьбы русского народа.

Архитектура Новгорода и Пскова XIV- XV вв. с удивительной непосредственностью воплотила лучшие черты народного искусства - его правдивость и простоту. В этом причина огромной художественной ценности, внутренней силы и убедительности скромных новгородских и псковских построек, ставящая их в один ряд с лучшими созданиями человеческого архитектурного гения. Эти традиции были развиты впоследствии в русском зодчестве.

В трудные годы татарского ига и непрерывной борьбы с немецкими захватчиками талантливые мастера Пскова и Новгорода творчески перерабатывают наследие киевского зодчества. Вместо роскошных сооружений великокняжеского периода они вырабатывают новые типы зданий, более простые и скромные по своей архитектуре, но не менее прекрасные по своему художественному образу.

Обособленность русских княжеств, трагедия их разорения в период монголо-татарского порабощения задержали поступательное развитие национальной архитектуры. Оборвалась блестящая нить владимиро-суздальского зодчества, угасла черниговская школа, замерла художественная жизнь Киева и Смоленска, но достигнутые их безвестными строителями успехи не пропали даром. Они преломлялись в творчестве новгородских и псковских каменных дел мастеров и во многом были возрождены строителями Москвы.

2. В тяжёлые времена монголо-татаркого господства преобладающим типом культового здания становится небольшой четырехстолпный одноглавый храм. Резко уменьшившееся воздействие византийской церкви, нарушение культурных взаимосвязей способствовали усилению местных художественных традиций. Начавшийся в XII в. процесс творческой переработки канонического типа крестово-купольного храма получает в XIV-XV вв. свое завершение. В разных княжествах он проходит по-разному, знаменуя проникновение в той или иной мере народных идеалов в отвлеченный богословский образ церкви.

В истории русской архитектуры их значение особенно велико и потому, что в трудных и сложных исторических условиях, когда во всех русских землях каменное строительство почти прекратилось, архитекторы Пскова и Новгорода разработали те реалистические художественные принципы, которые так характерны для русской архитектуры:

- тесную связь с потребностями жизни;

- умение прекрасно использовать самые простые и доступные материалы;

- умение создать органическое единство практического назначения здания, его художественного образа и окружающего ансамбля и ландшафта.

4. Объединение русского народа в борьбе и национальную независимость, усиление роли средних слоёв городского населения, возникновение вечевых республик содействовали проникновению в каменное зодчество элементов народного художественного мировоззрения. Русские мастера тактично ввели в декор каменной культовой постройки обыденные детали, почерпнутые из сокровищницы деревянного зодчества.

5. Сохраняя типологическую схему постройки и принципы её объемно-пространственного построения, зодчий мог изменять в определенной мере пропорциональные отношения, придавая ей черты индивидуальности. Многообразие архитектурных форм, различия художественных образов характерны для зодчества Руси периода феодальной раздробленности.