Особенности и достижения архитектуры периода разрозненных княжеств
Ранне-московское зодчество положило начало развитию архитектуры Московского государства.
Простой и скромный характер архитектурного убранства церквей сближал раннемосковские постройки с новгородско-псковской архитектурой и свидетельствовал о тесной связи с народным зодчеством.
Храмы этого времени отличаются очень простыми планами. Для них характерны прямоугольная, почти квадратная форма, четыре внутренних столба и три апсиды. Это соответствует типу древних владимиро-суздальских храмов.
В то же время в храмовых постройках становятся характерными новые динамичные архитектурные формы: килевидные очертания порталов, закомар и ярусов кокошников, которыми завершаются здания, шлемовидные главы, начинающие превращаться в луковичные. Все это придает зданиям устремленность вверх, выражающую в своеобразных, русских формах торжество народа-победителя.
Выдающимся конструктивным приёмом ранне-московского зодчества было применение ступенчатых арок. Последние получили художественное выражение в наружных архитектурных формах здания в виде килевидных кокошников, окружающих центральный барабан. Благодаря этому наружные архитектурные объемы московских церквей стали выразительными, динамичными, праздничными и нарядными. Этот архитектурный приём получил в дальнейшем широкое развитие в русской архитектуре XVI-XVII вв. Уже в XIV в. Москва приобрела архитектурный облик, выделявший её среди русских городов.
Большое значение в поступательном движении русского искусства имело развитие ранне-московской живописи, фресковых росписей и, в особенности, станковых произведений - икон. Выдающимся является творчество замечательного русского живописца Андрея Рублева, которого мы знаем по его знаменитой "Троице", находившейся в иконостасе собора Троице-Сергиева монастыря, по хорошо сохранившемуся иконостасу этого собора (произведение его школы) и по фрескам Успенского собора во Владимире.