XVII и XVIII века были эпохой возникновения целого ряда крупных садово-парковых комплексов - вилл итальянской знати.

Исключительной композиционной сложностью отличаются произведения Гварино Гварини, работавшего в Турине. По степени напряженности форм, барочной декоративности они могут быть сопоставлены лишь с работами Борромини. Особенно характерно палаццо Кариньяно.

Крупнейшим венецианским зодчим, который работал в стиле барокко, был Бальдассари. Главное произведение Бальдасарри - церковь Санта Мария делла Салюте в Венеции.

Палаццо Барберини в Риме (1624 г.) - типичное для того времени здание.

Борромини любит изгибать, разворачивать в различные стороны поверхности стен, иногда эти выгибы и изгибы более энергичны, иногда манерно вялы и даже мало заметны, но они всегда чрезвычайно пластически выразительны. Многое строится на контрастах, на внесении в архитектуру сочных деталей. В сооружениях Борромини многое атектонично, деконструктивно, но это всегда искупается достигнутым пластическим и декоративным эффектом.

Особенно характерна построенная им церковь Сан-Карло-алле-кватро-Фонтане (святого Карла у четырех фонтанов) в Риме.

В архитектуре барокко не было создано новых типов зданий, но традиционные типы дворцов и вилл были коренным образом переработаны. Наружный вид дворцов становится сдержанным и суровым, только наиболее важные в композиционном отношении элементы (входной портал, окна) получают богатую архитектурную обработку. В этом сказались как учёт градостроительных факторов (необходимость подчинения построек второстепенного значения главным архитектурным акцентам), так и вкусы феодальной аристократии, стремившейся к внешне подчёркнутой сдержанности, чопорности и замкнутости. Зато дворы палаццо, интерьеры трактовались с роскошью.

В отличие от тяжеловесных римских дворцов фасады венецианских палаццо, благодаря чёткому выделению ордерного каркаса и очень большим оконным проёмам в сочетании с богатым декором при почти полном отсутствии стен, производят впечатление лёгкости и парадности.

Виллы Италии XVI - XVIII веков, их сады и парки определили своеобразный стиль садово-паркового искусства, получивший наименование системы итальянских парков. Главными, исходными её признаками являются наличие основной, главной оси, на которую нанизан ряд архитектурных звеньев, и развертывание всей композиции на рельефе, с постепенным снижением композиционных элементов.

Во Франции ранний период барокко связан с первой третью XVII века - временем правления Людовика XIII. Идея могущества королевской власти, идея абсолютной монархии, запечатленная в известной фразе Людовика XIV: "Государство - это я", выражалась всеми средствами пространственных искусств.

Исключительно важное событие в истории французской архитектуры- строительство Клодом Перро на рубеже 1670-х годов наружных фасадов Лувра. Основной - восточный фасад Лувра, называемый часто Луврской колоннадой, знаменует победу принципов классицизма. Огромный коринфский портик, ограничивающий лоджии второго яруса, центрируется ризалитом, завершенным фронтоном. В архитектурном облике луврских фасадов большое значение придаётся ордеру. Это произведение архитектуры в сильнейшей степени способствовало утверждению принципов классицизма в пределах стиля барокко.