В истории французской архитектуры первая половина XVIII столетия связана с последней стадией угасающего барокко - так называемым стилем рококо.

Во французской - наблюдалось значительное расхождение между фасадным и внутренним убранством сооружений, в первом преобладали классицистические начала, во втором - барочные.

В итальянской архитектуре барочная стилистическая характеристика распространялась и на внешний, и на внутренний облик зданий.

Родиной барокко стала Италия.

В разных странах барокко приобретало свои особые национальные черты, т.к. особые политические, социальные условия, национальные традиции каждой из стран сказывались и на архитектуре.

Монументальная архитектура этого времени в Европе в целом являлась служанкой абсолютистских режимов королей, светских и духовных князей, католической церкви.

Развитие западноевропейской архитектуры в XVI и до начала XIX века в стилистическом отношении может быть расчленено на два крупных этапа - барокко и классицизм.

Основные исторические процессы рассматриваемого периода

Стиль барокко возник в конце XVI столетия в результате дальнейшей эволюции стиля Возрождения и развивался в европейских странах на протяжении XVII и первой половины XVIII века. "Нарушение" этих хронологических границ имело место в Германии и Австрии, в которых строительство монументальных сооружений в XVII веке почти не велось в связи с Тридцатилетней войной и её последствиями, а также и в Англии, где некоторые признаки этого стиля отмечаются лишь с середины XVII века.

В английской архитектуре стиль барокко выступает как своеобразный оттенок, акцент классицизма; здесь можно говорить скорее об "обароченном" классицизме, чем о барокко как таковом.

Но все же архитектура во всех странах имела и общие черты, о которых пойдёт речь ниже.

Строительные приёмы и конструкции

Стремясь создать впечатление монументальности, живописности, динамики форм, вызвать ощущение необычности и неожиданности при восприятии архитектуры, зодчие исходили, прежде всего, из внешнего пластического облика сооружений (имея в виду и экстерьер и интерьер). Стремясь создать необычный, повышенно-эмоциональный архитектурный эффект, они зачастую пренебрегали логикой построений планов, допускали несоответствия между внешними объёмами и внутренней структурой сооружения. Конструкция в творческом сознании архитекторов в большинстве случаев как бы отодвигается на второй план, являясь необходимым, но все же вспомогательным средством, призванным "обеспечивать", поддерживать ту или иную пластическую форму.