Храм ориентирован на запад - в сторону главной дороги и на восток в сторону главного храма Акрополя - Парфенона.

Храм Ники (бескрылой Победы) в Акрополе строился, как памятник в честь победы афинян над персами. Это амфипростиль 5,4х8,14 м по стилобату, высота колонн 4,04 м. Колонны храма являются классическим примером ионического ордера. По фризу - барельеф битвы греков с персами. Храм поставлен на высоком выступе крепостной стены, у основания которого выставлялись победные трофеи греков.

Отсюда в обрамлении ионических колонн впервые виделась колоссальная статуя Афины Воительницы, поставленная скульптором Фидием против Пропилей. Она являлась центром пространственной композиции Акрополя.

Главный вход в Акрополь - Пропилеи. Архитектор - Мнесикл.

Наивысшие достижения древнегреческой архитектуры связаны с ансамблем Афинского акрополя.

Развитие ордеров в Древней Греции было связано с формированием основных типов зданий, прежде всего - храмов. Храм был хранилищем казны, художественных сокровищ, площадь перед ним была местом праздников и собраний. Храм воплощал идею единства, величия и совершенства города-государства. Простейший храм - простиль - состоял из прямоугольного зала и входного портика в 2 колонны, расположенные между выступами продольных стен. Позднее появились амфипростиль и периптер.

Здания и архитектурные комплексы

Коринфский стиль легче, изящнее ионического и впервые прослеживается в храме Аполлона в Бассах - сооружении второй половины V века до н. э.

Огромную роль в характеристике композиции играли пропорциональные соотношения основных элементов ордера: отношение толщины колонны к её высоте и интерколумнию, отношение высоты архитрава и всего антаблемента к высоте колонны и т. д.

В ранних постройках архаического периода греческие строители ещё не овладели в полной мере возможностями каменных стоечно-балочных конструкций, ордеру придавали чрезмерно грузные формы: антаблемент достигал почти половины высоты колонны (храм Аполлона в Сиракузах). Овладевая механическими свойствами камня, применяя прочные породы известняка и мрамора, зодчие облегчают ордер, добиваются стройных и гармоничных пропорций.

Афинский акрополь - природная скала удлиненной формы с плоской вершиной. Размеры ее около 300 метров по длине, 130 (максимально) по ширине, уровень верхней площадки над морем - 156 м. Подъём на верхнюю площадку - с узкой западной стороны, обращенной к морю.

Парфенон, посвящённый богине Афине построен в 447-438 г. до н. э. на самой высокой площадке Акрополя. Зодчие - Иктин и Калликрат. Храм должен был быть виден со всех сторон издалека и доминировать в окружающем пространстве, объединяя общий ансамбль. Этой задаче отвечал периптер размером 30х69 м. Высота дорических колонн - 10 м. Колонн - 46 (по 8 и 17 с каждой стороны). В храме 2 больших зала: прямоугольный - со статуей Афины и квадратный - сокровищница. Культовая статуя Афины была выполнена скульптором Фидием из дерева и облицована мрамором, слоновой костью, а волосы богини - золотом. На изготовление статуи было истрачено 1140 кг золота. Сохранилась только копия статуи высотой 1 м.

При строительстве Парфенона (см. реконструкцию храма) были учтены условия зрительного восприятия сооружения. Оси колонн наклонены к стенам храма, угловые колонны утолщены, уменьшены крайние интерколумнии. Всё это придавало облику храма целостность и едва уловимую пластичность. Зодчие сумели придать храму такую "масштабность", благодаря которой его героическая величественность не подавляла зрителя и вблизи, но, напротив, порождала у него патриотический пафос, гордое самосознание и уверенность в своих силах, которые были характерны для афинян. Иными словами, масштабная характеристика Парфенона такова, что его действительные размеры превышают ожидаемые, но не подавляют. Эрехтейон - последняя постройка Акрополя - 406 г. до н. э. Он имеет меньшие размеры 11х23 м, но он более сложный. 2 входа - в разных уровнях.

Здесь объединены 2 храма - Афины и Посейдона. Портики - ионический ордер. Стена, обращённая к Парфенону имеет портик, в котором место колонн заняли статуи девушек - кариатиды. Храм отличается асимметричной композицией, каждый фасад имеет свой характерный облик.

Ансамбль Афинского акрополя асимметричен. В чем причина этого? Изучение ансамбля, знакомство с его историей, сопоставление с другими ансамблями Древней Греции приводят к выводу, что в комплексе нет ничего случайного, все продуманно и по-своему логично. В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следовала древнегреческая архитектура времени расцвета: первый принцип - гармоническое равновесие масс и второй - восприятие архитектуры в процессе постепенного, "динамического" ее обхода.

Помимо Афинского акрополя сложилось много других ансамблей, но уже с IV в. до н. э. храмы начинаю терять ведущее значение. Всё большее развитие получают комплексы светского назначения - торговые и зрелищно-спортивные сооружения, органично сочетавшиеся с ландшафтом.