Лекция 2. Семь чудес света

Образование и развитие архитектурных форм продолжается и в наши дни. Для того чтобы заглянуть в завтрашний день эволюции архитектуры, надо представлять весь исторический путь, пройденный ею.

Органическую часть архитектуры составляют интерьер и включаемое в него убранство. В интерьер нередко вводятся живопись, скульптура, изделия прикладного искусства. Интерьер в принципе должен стилистически и художественно соответствовать внешнему облику сооружения.

Архитектура - это не только отдельные здания. Архитектура - это и города, с их улицами, площадями, садами, парками, водоемами, павильонами, мостиками, скульптурой. Планировка городов, населенных мест - особый раздел архитектуры, именуемый градостроительством.

Архитектура - одновременно и техника и искусство. Проектирование и возведение зданий ведется на основе инженерно-технических знаний. Вместе с тем она является искусством, так как архитектор, проектируя будущее здание, мыслит художественными, эмоциональными образами.

Архитектурные стили многочисленны и многообразны. Они многообразны так же, как и создававшая их культура народов, как многолика та социальная среда, которая явилась для них почвой. Но в каждом архитектурном стиле присутствовали своя внутренняя логика и четкая система. Определить их - наша задача. Для того чтобы достигнуть наиболее полного результата, необходимо достаточно хорошо знать исторический материал, и не только архитектурный, художественный, но и социально-исторический, общекультурный. То, что заключено в этих лекциях, - лишь первый шаг к цели.

В процессе развития архитектуры в строительном деле происходили постоянные и столь же крупные изменения, как и в разработке типов зданий и их внутренней планировке. Функциональная, конструктивная, и художественная особенности архитектуры являются историческими категориями, изменявшимися в ходе исторического процесса и находившими свое реальное воплощение в том или ином архитектурном стиле.

Даже на ранних ступенях исторического развития естественный инстинкт заставлял человека стремиться повлиять на место, где проходила его жизнь, так, чтобы оно в наибольшей степени было благоприятно для жизненных процессов. С глубокой древности в сознание человека вошло так же понятие и о том, что удобство, рациональность сооружения, надежность его конструкций неразрывно связаны с чувством красоты. Это определяет архитектуру как соединение материальной и духовной деятельности человека.

Формула единства "пользы, прочности, красоты" была провозглашена ещё в I в. до н. э. древним теоретиком архитектуры Витрувием. Многие архитекторы последующего времени пытались улучшить или исправить эту формулировку, однако и сейчас изменить ее существенно никому не удалось. Можно только объяснить, например, что понятие "польза" включает функциональную целесообразность сооружения (Ф), "прочность" - долговечную надежность и устойчивость конструкций (К). Связанная с этими двумя свойствами "красота" должна обеспечивать эмоциональную выразительность, соответствующую назначению здания и месту его среди природы (Э).

Таким образом, сущность создания архитектурного сооружения, сущность архитектурного проектирования можно представить формулой:

АП=Ф+К+Э

Только в органическом единстве пользы, прочности и красоты создаются подлинные произведения. Односторонний подход - пренебрежение или резкое выделение только одной из сторон - функциональной, технической или эстетической - ведёт к разрыву этого единства, к искажению самого смысла архитектуры.

Планировка и вся пространственная композиция садов, парков также составляет часть понятия "архитектура". Это - садово-парковая архитектура. В наших лекциях вопросы градостроения и паркостроения будут затронуты в той мере, в какой это будет необходимо для раскрытия общего процесса развития мировой архитектуры и её стилей.