Vvklm07@mail.ru Проведение переговоров с партнерами

Федеральная целевая программа "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года": основные цели и задачи

В 2007 году распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2007 г. № 1532-р была принята федеральная целевая программа "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года".

Благодаря внедрению методов программно-целевого планирования в области пожарной безопасности в рамках реализации федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года" c 2006 по 2012 годы количество пожаров уменьшилось на 25,5%, количество погибших при них людей - на 32,2%, травмированных - на 9,1%. Ущерб снизился на 45,1%.

В этой связи, во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2010 г. № ВП-П4-62пр (п. 3) МЧС России, совместно с другими органами исполнительной власти, были разработаны основные направления деятельности в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации в современных условиях и особенности их реализации в 2013–2017 гг. в рамках федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года» (утверждена постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 1481).

Данная программа по мероприятиям является логическим продолжением федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года», и по мнению ведущих специалистов в области пожарной безопасности, разрыв в выполнении программных мероприятий приведет к необходимости решения проблем пожарной безопасности с большими затратами и ухудшению обстановки с пожарами в стране.

Реализация федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской федерации на период до 2017 года» позволит разрешить ряд проблем в области пожарной безопасности. Основные из них следующие.

В конце июля − начале августа 2010 г. из-за аномальной жары и отсутствия осадков в европейской части Российской Федерации возникла сложная пожарная обстановка, количество и площадь природных пожаров возрастали угрожающими темпами.

В целях обеспечения пожарной безопасности при аномальных климатических условиях и возникновения в этой связи крупных лесных и ландшафтных пожаров требуется:

- разработка и принятие на вооружение новых современных образцов пожарной техники и технологий тушения природных пожаров, экипировки и снаряжения людей, осуществляющих тушение природных пожаров;

- внедрение современных маневренных робототехнических комплексов, способных работать в условиях крупных лесных и ландшафтных пожаров;

- разработка и внедрение новых систем мониторинга пожарной обстановки и средств оказания помощи пострадавшим в результате пожаров.

Реализация этих мероприятий позволит сформировать основы для поддержки отечественных производителей пожарной техники и пожарно-технического вооружения, что особенно актуально в вступлением России во Всемирную торговую организацию.

Эффективное использование новых образцов пожарно-спасательной техники невозможно без соответствующей подготовки и выработки необходимых профессиональных навыков. Поэтому необходимо развитие и внедрение многофункциональных тренинговых комплексов для подготовки профессиональных и добровольных пожарных.

Важной задачей является решение проблемы обеспечения пожарной безопасности в населенных пунктах и объектах экономики, дислоцированных вне нормативной области обслуживания существующих пожарных частей, особенно в труднодоступных районах. Комплекс правовых, организационных и технических мероприятий позволит это сделать. К комплексу мероприятий относится:

- создание и дальнейшее совершенствование института добровольничества в системе обеспечения пожарной безопасности;

- разработка эффективных мер профилактики пожаров среди населения, его обучение мерам пожарной безопасности;

- создание современной пожарной техники, огнетушащих веществ, медицинского оборудования, средств и приемов оказания помощи пострадавшим при техногенных и природных пожарах.

Актуальность направления по разработке и внедрению правовых и организационных мероприятий по эффективному формированию инфраструктуры добровольной пожарной охраны, культуры пожаробезопасного поведения населения обусловлена необходимостью системного подхода к решению задач в области обеспечения пожарной безопасности, что позволит упорядочить общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов общества и его граждан.

Федеральным законом от 06 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» законодательно определен современный подход к определению понятия и сути добровольной пожарной охраны, который во многом не совпадает с ранее существующими нормами и содержит ряд принципиально новых позиций. Для реализации федерального закона № 100-ФЗ необходимо разработать нормативное правовое и организационно-методическое поле, позволяющее осуществить детализацию и конкретизацию основных понятий.

В последнее время Россия достигла значительных успехов на международном уровне. К одному из таких успехов можно отнести проведение Олимпиады 2014 г. в г. Сочи и чемпионата мира по футболу в 2018 г., которые пройдут в России. Осуществление крупных международных спортивных мероприятий потребуют масштабного строительства объектов с массовым пребыванием людей и транспортной инфраструктуры. В целях обеспечения пожарной безопасности таких уникальных и технически сложных объектов необходимо внедрение современных методов оценки пожарной опасности новых строительных материалов и веществ, огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений.

Использование в современном строительстве новых материалов, конструкций и сложных архитектурно-строительных решений требует разработки и внедрения в практику надзорных органов новых инструментальных методов контроля за состоянием систем противопожарной защиты, включая экспресс-методы оценки качества огнезащитных покрытий, методы идентификации строительных и отделочных материалов, методы измерений параметров систем противодымной защиты.

Современные тенденции экономической интеграции России, задачи по вступлению во Всемирную торговую организацию диктуют необходимость единого нормативного поля технических норм, в том числе в области пожарной безопасности. В 2012 году принят Федеральный закон от 10.07.2012 № 117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Закон направлен на устранение избыточных административных и технических барьеров, обеспечение более гибкого подхода к противопожарному нормированию и достижение в полной мере соответствия принципам технического регулирования. Законом внесены изменения в Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, направленные на повышение пожарной безопасности организаций здравоохранения и социальной защиты, повышение защищенности критически важных объектов, защиту населенных пунктов от лесных пожаров.

В общей сложности в Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, с учетом более чем 2-х летней практики его применения, внесено более 60 поправок, направленных на совершенствование регулирования вопросов пожарной безопасности.

Вместе с тем, остаются проблемы применения международных стандартов и гармонизации национальных стандартов с еврокодами. Эти проблемы связаны с необходимостью развития и отработки новых методов испытаний, а также создания соответствующей научно-экспериментальной базы, в первую очередь, в научно-исследовательских учреждениях МЧС России.

Весьма важным направлением для экономики Российской Федерации является добыча, хранение, транспортировка и переработка углеводородного сырья. В последнее время в стране начинают развиваться инновационные технологии в этой области. В связи с этим возникает потребность в разработке и внедрении современных мер обеспечения пожарной безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, реализующих упомянутые технологии, в том числе в труднодоступных районах и при низких температурах.

Важными проблемами, также требующими решения являются: разработка методов и способов предотвращения и ликвидации подземных пожаров; сопровождение аварийно-спасательных работ; разработка горноспасательного оборудования и средств защиты; модернизация и адаптация пожарно-спасательной техники и оборудования для использования в подземных условиях.

Для решения данных проблем необходима реализация инвестиционных, научно-технических и инновационных проектов в области пожарной безопасности реализуемых в рамках выполнения федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года»

Целью Программы является качественное повышение уровня защищенности населения и объектов экономики от пожаров.

Основными задачами, решение которых предусмотрено Программой являются:

разработка и внедрение технических и организационных мероприятий по эффективному формированию инфраструктуры добровольной пожарной охраны, культуры пожаробезопасного поведения населения;

создание и реконструкция многофункциональных пожарных депо в населенных пунктах Российской Федерации, на объектах, критически важных для национальной безопасности Российской Федерации, и в закрытых административно-территориальных образованиях, совершенствование системы их оснащения и оптимизация системы управления, в том числе создание робототехнических центров;

разработка и внедрение новых образцов пожарной техники, робототехнических средств, мониторинга, экипировки, снаряжения пожарных, медицинского оборудования, средств и приемов оказания помощи пострадавшим в результате техногенных и природных пожаров;

разработка и внедрение новых технологий и технических средств обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов, объектов экономики и социально значимых объектов с массовым пребыванием людей;

совершенствование научно-экспериментальной и учебно-материальной базы учреждений подготовки профессиональных и добровольных пожарно-спасательных подразделений, научно-исследовательских и судебно-экспертных учреждений;

разработка и внедрение технических и организационных мероприятий в области обеспечения пожарной безопасности;

оптимизация финансовых и материальных ресурсов федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и организаций, направляемых на решение проблем пожарной безопасности.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

снижение пожарных рисков в Российской Федерации и приближение их к уровню развитых стран мирового сообщества;

возрождение добровольной пожарной охраны;

укрепление материально-технической базы различных видов пожарной охраны для их эффективного функционирования, особенно в условиях экстремальных природных явлений;

создание эффективной системы обеспечения пожарной безопасности объектов, имеющих международный статус, и социально значимых объектов, особенно с массовым пребыванием людей;

сокращение в 1,2 раза количества пожаров на объектах с высоким уровнем пожарной опасности, в населенных пунктах и объектах экономики, дислоцированных в труднодоступных районах Российской Федерации, на объектах с массовым пребыванием людей, имеющих статус международного значения, объектах добычи, хранения, транспортировки и переработки углеводородного сырья.

В результате реализации Программы планируется достичь снижения основных показателей обстановки с пожарами по отношению к показателям 2011 года, в том числе:

количества зарегистрированных пожаров на 8,8 процента (14,8 тыс. единиц);

количества погибших при пожарах людей на 27,5 процента (3,3 тыс. человек);

количества населения, получившего травмы, на 21,8 процента (2,7 тыс. человек);

экономического ущерба на 25,5 процента (15,1 млрд. рублей

Также планируется увеличение количества спасенных при пожарах людей
на 20,2 процента (17,5 тыс. человек).

Количество населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности, от общего количества населенных пунктов, составит 5 процентов.