Внутренняя политика Александра I с 1815 по 1825 гг.

Реформаторская деятельность Сперанского, его неутомимая энергия, влияние, оказываемое им на царя — все это сильно раздражало не только придворных, но просто консервативно мыслящих людей. В 1810 — 1811 гг. сформировалась группа влиятельных недоброжелателей статс-секретаря, во главе которой стояли А.А. Аракчеев и Н.М. Карамзин. Да и сам государь к тому времени стал тяготиться Сперанским, отстаивавшим крамольные конституционные идеи.

Реализация данного проекта внесла бы серьезнейшие изменения в государственный строй Российской империи. Прозорливый Александр I справедливо увидел в предложениях Сперанского идею замены самодержавной монархии на конституционную (по западноевропейскому образцу). Поэтому государь, как человек просвещенный, признал проект “удовлетворительным и полезным”, а как император всероссийский… счел предложения своего статс-секретаря несвоевременными и, разумеется, отклонил их. Из всех грандиозных нововведений, спланированных Сперанским во «Введение к уложению государственных законов», было высочайше одобрено только одно. 1 января 1810 г. учрежден Государственный совет, в который поначалу вошли 35 высших чиновников.

Пока шла работа над «Введением…», неугомонный реформатор добился опубликования двух подготовленных им ранее указов:

3 апреля 1809 г.все придворные звания стали лишь знаками отличия и теперь не давали права на получение высших государственных должностей и соответствующего им жалованья.

6 августа 1809 г. для получения VII класса (по «Табели о рангах») чиновник должен был иметь университетский диплом или сдать соответствующий экзамен по естественным и гуманитарным наукам.

В 1812 г. по сфабрикованному обвинению в шпионаже в пользу Франции (!) Михаил Михайлович был отстранен от службы и выслан в Нижний Новгород. Последнее, что он успел сделать до отставки — это «Общее уложение министерств» (июнь 1811 г.), согласно которому окончательно устанавливался единый порядок организации и деятельности центральных отраслевых ведомств.

В заключение заметим, что сменивший на престоле Александра I император Николай I (1825 — 1855 гг.) в 1826 г. назначил М.М. Сперанского начальником II-го отделения императорской канцелярии. На этой должности Михаил Михайлович руководил составлением «Полного собрания законов Российской империи».

Второй (послевоенный) период царствования Александра I ознаменовался неуклонным ростом консервативных тенденций в социально-политическом развитии страны. Это особенно, если учесть, что общество ожидало от государя углубления и расширения реформ, призванных решить важнейшие вопросы и облегчить участь героического русского народа. Однако, вероятно, Император по-своему расценил причину и значение победы в Отечественной войне 1812 г. Российское самодержавие доказало не только свою жизнеспособность, но и превосходство над западным буржуазным конституционализмом. В продолжении реформ нет никакой необходимости, если Россия уже является сильнейшей европейской державой, а российского монарха во всем мире называют «современным Агамемноном, царем царей». Соответственно политическим убеждениям изменялся и характер государя. Окружающие заметили, что после войны царь все реже прислушивался к чужому мнению, стал раздражителен, все большее значение придавал мистическим предзнаменованиям. В начале 1820-х гг. у него появились продолжительные приступы меланхолии, переходившие в полную апатию.

Окончательному утверждению консервативного режима предшествовала последняя реформаторская инициатива. По решению Венского конгресса (1814 — 1815 гг.) в состав Российской империи вошло герцогство Варшавское. В том же году Александр I даровал Польше конституцию и автономию. России конституция, разумеется, не полагалась, хотя в 1818 г. император заявил о своем намерении постепенно распространить конституционное устройство на всю территорию страны и даже поручил Н.Н. Новосильцеву разработать соответствующий проект.

Документ под названием «Государственная уставная грамота Российской империи» был составлен в 1819 — 1820 гг. Основными источниками для Грамоты послужили «Введение к уложению государственных законов» М.М. Сперанского и Конституция Царства Польского. Проект Новосильцева подразумевал введение гарантии неприкосновенности личности и основных политических прав, создание высшего представительного законосовещательного органа, установление федеративного административно-территориального устройства (12 наместничеств со своими парламентами). Александр I одобрил Уставную грамоту, наградил ее автора, но реализовывать проект не стал и вообще отказался от идеи реформирования государственной системы, так как Россия, по его мнению, была еще не готова к Конституции.

Не менее интересно в послевоенный период обстояли дела с решением крестьянского вопроса — второй важнейшей проблемой России начала XIX в.

В 1816 — 1819 гг. отменено крепостное право в Прибалтике (Эстляндии, Курляндии, Лифляндии). Крестьяне получили полную личную свободу, но землю вынуждены были выкупать или арендовать у помещиков. В 1818 г. император поручил составить проект отмены крепостного права А.А. Аракчееву (1769 — 1834 гг.). В последние годы царствования Александра I этот человек пользовался таким безграничным доверием государя, что данный период получил в истории название «аракчеевщина». Недостаток образования, отсутствие чести и совести Аракчеев «компенсировал» рабской преданностью царю и грубой лестью. «Змей Горыныч», «выродок-ехидна», «обезьяна в мундире», «пресмыкающаяся тварь» — так отзывались о нем современники в приватных беседах.

План отмены крепостного права, предложенный Аракчеевым, предусматривал выкуп государством поступающих в продажу имений. Выкупленных крестьян отпускали на волю и давали им по две десятины земли (меньше прожиточной нормы). Неосуществимость данного проекта стала очевидной уже при его рассмотрении. Во-первых, казна не располагала достаточными средствами для его реализации (5 млн. рублей в год), во-вторых, отмирание крепостного права грозило затянуться на 200 лет (до 2018 г.).

А.А. Аракчееву принадлежит также идея организации печально известных военных поселений. Дело в том, что существовавшая со времен Петра I рекрутская повинность, не позволяла в мирное время сокращать численность армии, а в военное — увеличивать за счет призыва резервистов. Государство тратило колоссальные средства на содержание огромного войска. Данная проблема чрезвычайно волновала Александра I. Решение ее А.А. Аракчеев видел в организации военных поселений — своеобразного симбиоза военной части и деревни. Люди, проживавшие в этих поселениях, считались военнообязанными, проходили соответствующее обучение, несли караульную службу и в то же время выращивали хлеб, разводили скот.

Первые военные поселения были основаны еще в 1810 — 1811 гг., а с 1815 г. власти приступили к их созданию в массовом порядке вблизи западных границ (Новгородская, Санкт-Петербургская, Херсонская, Могилевская и другие губернии). Разумеется, общее руководство военными поселениями, контроль за хозяйством, службой и бытом поселян император доверил А.А. Аракчееву.