Этничность - Ethnic.

Национальная пестрота дополняется в США пестротой культурной. Даже среди белых американцев легко можно выделить особые группы с яркой самобытной культурой. Всем известны янки - потомки протестантов-пуритан в Новой Англии, которых соседние голландские колонисты дразнили, если вольно переводить, “Иван-дылда” (longe Yankee); как это часто бывает, дразнилка стала самоназванием группы. Для многих иностранцев янки - это и есть американцы, но на самом деле они являются лишь одной из многих групп такого рода, притом не самой многочисленной. Если южанина назвать “янки”, он будет смертельно обижен: большинство южан сохраняет со времён Гражданской войны отчуждённое (чтобы не сказать враждебное) отношение к победителям-северянам, а северяне для них - это прежде всего янки. Так что американские южане - это тоже отдельная культурная группа американцев.

Даже среди людей одного происхождения существуют порою резко различающиеся группы. Например, среди американских немцев принято различать католиков и протестантов, которые нередко даже враждуют друг с другом, особняком стоят немцы из пенсильванского Датчленда, предки которых приехали сюда из Крефельда еще в 18 веке, не менее своеобразны техасские немцы, ухитрившиеся прижиться на Юге, который иммигранты обычно избегают.

В Америке широко принято обозначать это многообразие словом ethnic – этнический. У нас слово “этнический” употребляется только учеными, а в США оно давно и прочно вошло в обиход. Однако толкуется оно очень расширительно. Ещё недавно оно звучало довольно презрительно, потому что “этническими” называли практически всех не-уоспов. Но по мере того, как эти “этнические” граждане набирали политический вес, а уоспы становились все просвещённее и совестливее, термин этот стал чисто описательным. Он удобен американцам ещё и потому, что позволяет избегать слов типа “национальный”: ведь страна считается населённой только одной национальностью – американской.

 

10. “Культ предков”

Есть культивирование корней, национальные праздники, места сборищ. Нью-Йорк - почти каждое воскресенье кто-нибудь да празднует (я в Вашингтоне застал однажды германский октоберфест с бесплатным пивом всем желающим - фирма Холстен угощала). Но все это в той порции, чтобы не мешать быть американцем. Быть американцем - это помнить о своих корнях, оставаясь неистовым патриотом Америки. Недаром здесь с изумлением постоянно видишь флаги на частных домах (у насеслм в деревне висит флаг, значит это сельсовет). Мы ещё не раз столкнёмся с многоэтажным патриотизмом американским, это выглядит и странно, и сильно.

Культ предков, культ корней очень моден в Америке, на него охотно реагируют туристы, а потому он принимает порой комические формы. Широко известны т.н. потемкинские деревни в Датчленде – подпёртые кольями фанерные стенки, которые должны изобразить проезжающему туристу якобы типичные немецкие домики и кирхи и создать якобы реальное подобие «типичного немецкого ландшафта». Здесь любопытно и то, что сами американцы так и называют такие деревни вполне на русский манер потемкинскими (potyomkin villages), и то, что Датчленд – это по-смешному искажённое немецкое «Дойчланд», то есть Германия (смешно потому, что по-английски Dutchland вовсе не Германия, а Голландия)[16].

Глядя на такие стороны американского культурного опыта, лишний раз думаешь: как хорошо было бы, если б национальная самоидентификация в нашей стране нисколько не мешала тому, чтобы испытывать прилив патриотизма в адрес государства Россия.