Принципы формирования организационных структур в современном менеджменте

Функции управления, эволюция их состава и содержания

 

Функция управления — осо­бый вид управленческой деятельности, продукт разделения и специа­лизации труда в сфере управления, представляющий собой часть это­го процесса, выделенную по определенному признаку.

Существуют различные классификации функций управления. Мно­гие из них основаны на классификации А.Файоля, которая не утратила своего значения до сих пор. В соответствии с ней на любом предприятии осуществляются следующие шесть основных функций:

1) техническая (производство, выделка и обработка);

2) коммерческая (покупка, продажа и обмен);

3) финансовая (привлечение средств и распоряжение ими);

4) страховая (страхование и охрана имущества и лиц);

5) учетная (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т.д.);

6) административная (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Особое место среди этих функций занимает административная. По А. Файолю, управлять значит:

1) предвидеть, т.е. учитывать грядущее и вырабатывать программу действия;

2) организовывать, т.е. строить двойной — материальный и социальный — организм предприятия;

3) распоряжаться, т.е. заставлять персонал надлежаще работать;

4) координировать, т.е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия;

5) контролировать, т.е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям.

 

Административная функция тесно связана с остальными пятью. Для того чтобы их успешно реализовывать, необходимо эффективно администрировать (см. рисунок). Пунктирные линии на при­веденной схеме означают информационное обеспечение выполнения административной функции.

Основным, будем считать, является деление функций управления на конкретные и общие. Конкретные функции управлениявыделяют­ся или по стадиям производственного процесса (техническая подготов­ка производства, его организация, управление технологическими про­цессами, оперативное управление производством, технологический контроль и испытания, сбыт продукции), или по направленности на отдельные факторы производства (организация работы с кадрами, организация труда и заработной платы, материально-техническое снабжение, капитальное строительство, финансовая деятельность).

Общие функции управлениявыделяются исходя из содержания процесса управления по его этапам (стадиям). Большинство из них среди общих функций управления выделяют следующие: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Дадим их краткую характерис­тику.

Планирование— это процесс определения целей и путей их дости­жения. Сущность планирования заключается в:

1) конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразде­ления в отдельности;

2) определении хозяйственных задач, способов их решения, сроков и последовательности реализации;

3) выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Уровень и качество планирования в организации зависят от компе­тентности руководства фирмы на всех уровнях, квалификации специ­алистов, работающих в функциональных подразделениях, наличиям информационной базы и обеспеченности компьютерной техникой.

Организация— распределение задач между отдельными подразде­лениями или работниками и установление взаимодействия между ними, определение порядка и условий функционирования фирмы. Функция организации реализуется двумя путями: через администра­тивно-организационное и оперативное управление.

Мотивациякак основная функция менеджмента связана с процес­сом побуждения себя и других людей к деятельности через формиро­вание мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации. В процессе мотивации предполагается использование опре­деленной последовательности взаимозависимых категорий: потребно­сти — интересы — мотивы деятельности — действия людей.

Контролькак основная функция менеджмента объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информа­ции о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изу­чением данных о процессах и результатах деятельности (анализ), ра­ботой по диагностике и оценке процессов разработки и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления.

 

 

Основным принципом, определяющим специфику современного менеджмента, является принцип адаптивности фирм производителей к динамичным условиям рыночной среды во всем многообразии их проявлений.

Фунда­ментальными принципами построения организационных структур являются рациональная децентрализация задач и полномочий и эффективность горизонтальных связей, устанавливаемых между организационными подразделениями.