Особенности развития капитализма и промышленной цивилизации в России.

Место России среди народов и государств периода аграрной культуры.

Особенности развития России.

ПЛАН:

Консервативность этнообразований, связанная с реализуемой ими функцией дифференциации человечества, обусловливает несоответствие этнического и социального времени. Если при этом учесть расхождение векторов социального и этнического времени, то можно найти объяснения многих трагических событий в нашей истории.

В заключительном разделе нашей работы нам представляется необходимым более подробно обрисовать место русского этноса в мировой цивилизации. Этническая определенность достигается этносами в период неолитической революции. Возможно, это связано просто с ограниченностью наших знаний о наиболее ранних ступенях развития человечества.

Древнейшими этносами в мировой цивилизации, из которых образовались древнейшие народности, стали этносы Ближнего и Дальнего Востока, Севера Африки и, наконец, северо-востока Средиземноморья, а также Центральной Америки. Хронологически их возникновение и развитие государственных образований охватывает период с Х тысячелетия до н.э. до V века н.э., т.е. то, что мы называем Древним миром. Часть из этих народностей успешно выдержала испытания временем и дошла до периода новой и новейшей истории, не потеряв своего этнического лица (Индия, Китай); другие – как бы растворились в глубине веков, миграционных штормов, природных стихий (Египет, Вавилон, Шумеры, Атлантида?); третьи – претерпев серьезные этнические изменения, дали жизнь новым народностям (Греция и Эллины, Рим, Персия). Эту группу этносов мы в дальнейшем будем называть этносами первой волны.

Ко второй группе этнических образований относятся этносы, этническое самоопределение которых произошло в период с V по XVI века нашей эры. К ним относится подавляющее большинство современных народов Европы и Азии. Вывод, к которому мы пришли в процессе нашей работы над данной темой заключается в том, что особенностью процесса этнообразования в этот период является его ярко выраженная многоступенчатость. Например, французская народность образовалась в ходе нескольких попыток создания своей государственности: Франкское государство, империя Карла Великого, королевства периода феодальной раздробленности и, наконец, образование централизованного государства во второй половине ХV в. С этого времени идет процесс объединения весьма разнородных этносов галло-романских и германских племен (в первую очередь, франков) в единую народность. Аналогичные процессы шли в Англии и др. странах. Наиболее сложно и длительно в Германии и Италии.

Возможно, эта многоступенчатость объясняется достаточно сильным цивилизационным разрывом этнических общностей, участвовавших в оформлении новых народностей. С одной стороны, это этносы, прошедшие “школу” античности, с другой – кочевые скотоводческие племена, начавшие переход к оседлому образу жизни только в Европе.

Третья волна этнообразования связана с великими географическими открытиями и охватывает период ХV-ХIХ веков. Это процесс колониального раздела мира. Образование новых этносов в колониях через миксацию коренных родоплеменных этносов с представителями европейских этносов-народностей и миксация этих пришлых народностей между собой. К ХVIII веку первичный этап миксации в большинстве колоний пройден и вновь образующиеся этносы начинают борьбу за свою независимость. Первые победы достигаются в Западном полушарии. Как правило, национально-освободительные войны здесь носят характер буржуазно-демократических революций. После победы в странах третьей волны начинается формирование не народности, а нации.

Наконец, четвертая волна этнообразований охватывает колонии, расположенные в Азии, Африке. Этнический состав, как правило, родоплеменной, процессы миксации весьма ограничены. Победа в борьбе за национальную независимость не устраняет экономической и политической зависимости от бывшей митрополии. После освобождения в этих странах начинают формироваться народности, в основном из местных племен. Эта волна этнообразований занимает весь ХХ век (особенно быстро в 60-е годы – время крушения колониальной системы) и продолжается в наше время.

Вернемся к России. Из нашего обзора этнического времени в мировой цивилизации совершенно четко видно место России в этническом времени. Её развитие целиком вписывается в характер этнообразований второй волны, включая его основные особенности. Попробуем составить схему развития русского этноса.

Истоки: киммерийцы – скифы – сарматы – прославяне-славяне (с 1 тысячелетия до н.э. до V в. н. э.).

Всего, без истоков, у нас получилось 7 периодов: 1 – разделение славянских племен на три группы (западные,восточные и южные) и расселение восточных славян по линии Припять-Днепр-Волхов; 2 – образование древнерусского государства – Киевская Русь (IX-XII вв); 3 – феодальная раздробленность и татаро-монгольское иго (XII-XYвв); 4 – образование единого централизованного государства (XIY-XYIIвв); 5 – создание и развитие Российской империи; 6 – индустриализация, складывание новой исторической общности – советский народ; 7 – распад СССР, возврат к завершающему этапу складывания нации.

В каждом из этих периодов шли миксации и ассимиляции славянским этносом других этнических образований. На первом этапе расселения славян шло смешение с угро-финскими, балтийскими и др. родоплеменными этносами. В Киевский период славянские племена включали в себя элементы кочевых народов: половцев, печенегов, норманские элементы.

Особое значение в это время имело принятие христианства в виде православия. Влияние культуры Византии во многом оказалось определяющим не только в процессе формирования древнерусской, но и великорусской народности. Россия как бы наследовала опыт античности через Византию – хранительницу бесценного наследия Древней Греции. Это воздействие в тоже время предопределило разрыв между путями развития русской народности и народностей центральной и западной Европы, становление которых связано с усвоением культуры Древнего Рима. Мы можем сказать, что разговоры об особой “духовности” русского народа не выдумка, не миф, а реальность, имеющая исторические корни.[1]

Великорусская народность весьма значительно отличалась от древнерусской благодаря миксации с монгольскими племенами. Территориальная экспансия России и естественно вела к поглощению мелких этносов и сосуществованию с более крупными. Российское государство никогда не было этнически однородным. Национальный вопрос всегда был в центре политики. Во времена империи она выражалась в политике русификации, делении народов на великороссов, малороссов и недружественные народы.

В Советское время при незавершенности перехода к индустриальному обществу стала проводиться политика интернационализма, которая бесспорно сыграла в целом положительную роль.

Следует добавить, что этническое самосознание не пострадало, наоборот, официальная идеология, работая на идею патриотизма, по сути дела поддержала исконно русскую традицию ощущения собственной

 

Особенности развития капитализма и промышленной революции в России.

 

Капитализм в России, масштаб и уровень зрелости, особенности российского капитализма. По какому пути шла революция, кто был прав: западники или славянофилы? А был ли он естественен? Или привнесён извне? Все эти столь далекие, казалось бы, от наших сегодняшних проблем и бед вопросы вновь обсуждаются не на страницах научных исторических журналов, а на страницах газет и общественно-политических, и даже литературных изданий. Казалось бы, ну зачем Гавриилу Попову в острейший период предвыборной борьбы за место в Верховном Совете и за пост председателя Моссовета писать статьи в «Родине» и «Экономической газете» и целую главу в монографии, посвященной проблемам перестройки, посвящать реформам 60-х годов прошлого столетия. Зачем ему, специалисту в политэкономии социализма в столь критическое для его науки время заниматься столь далёким от наших дней вопросом? Он сам ответил на этот вопрос: «Революция и восстания мы изучаем неплохо, а вот как проводились реформы, знаем гораздо хуже». Хотя в России путь реформ означал путь революций, проведённых сверху. Эти революции, увы, как и революции снизу. Как правело, не были ни мирными, ни бескровными. За каждой на великих реформаторских эпох шла полоса реакций и кровавой деспотии.

История русского капитализма делится, в основном, на три периода: становления (генезис) капиталистических отношений - начало 17 века до середины 18 века до 1861 года, период господства капитализма 1861-1917 г.. До конца 19 века в России в целом развивался по восходящей линии, в начале 20 века практически одновременно с другими европейскими странами капитализм в России вступает в империалистическую стадию своего развития.

Хотя основные закономерности капиталистического развития, безусловно, можно наблюдать в российской истории, тем не менее, каждый период в России сопровождался значительным своеобразием.

Единое многонациональное государство сложилось в России в середине XVI века при Иване Грозном, тогда, отсутствовали элементы капиталистического строя. Его складывание вызвалось не столько экономическими причинами, переполненностью местного рынка и т.д., сколько борьбой с татаро-монгольским игом. Становление и расширение Российского государства сопровождалось укреплением феодальных порядков, окончательным закабалением крестьян.

Второй особенностью российского капитализма явился затянувшийся период генезиса капитализма, который осложнялся крепостническими порядками и силой централизованного феодального государства. Период генезиса капитализма продолжился в России 2,5 столетия.

Третья особенность России заключалась в сравнительно в коротком периоде мануфактурного капитализма. Уже в 17 веке мануфактуры в России получили значительное развитие, но в отличие от европейских стран это были мануфактуры, основанные на труде крепостных крестьян. Количество свободных ремесленников в России было крайне не значительно. Капиталистическая мануфактура стала бурно развиваться в период петровских реформ в конце 17 – первой четверти 18 века. Но свободных рук не хватало для всех петровских строек катастрофически, Пётр нашёл выход к приписке крепостных к мануфактурам. Так, капиталистические мануфактуры были превращены в феодальные. Более того, ранее свободные мастеровые также были приписаны к мануфактурам. Их положение мало чем отличалось от положение крепостных.

В то же время реформы Петра привели к складыванию первых промышленных районов. Центром металлургической промышленности стал Урал. К концу 18 века процент вольнонаёмных рабочих несколько вырос в связи с отменой запрета для государственных крестьян и посадских людей заниматься промышленным производством. Наибольшее распространение вольнонаёмный труд получает на речном транспорте. В это же время развивается и крестьянская мануфактура, и, в первую очередь, в хлопчатобумажной промышленности.

К концу 18 века население России значительно выросло. В начале века он составляло лишь 15 млн., к концу – 40 млн. человек. Только 1% составлял правящий класс: дворянство, офицерство, духовенство. Но среди них по-настоящему состоятельными были 300-400 советников I-IV классе, так называемых статских генералов и 500 военных генералов. Они и составляли царский двор с его роскошью и расточительностью (например, платье фаворита Екатерины, Потёмкина, стоило 200 тыс. рублей, т.е. оброк 40 тыс. крепостных крестьян за год). К началу 19 века в России насчитывалось около 380 городков. Подавляющее большинство населения жило в сельской местности. Только 6 человек из сети были городскими жителями, а 94- селянами. Деревни обычно насчитывали 100-200 душ, 62% всего населения были крепостными.

Третья особенность капиталистического развития России вытекает из того, что промышленный переворот начался в конце 19 века, т.е. до победы буржуазной революции. Промышленный переворот в первую очередь охватил хлопчатобумажную промышленность и транспорт, т.е. те отрасли, в которых в большей степени применяли наёмный труд.

Если на Западе развитие железных дорог завершило процесс складывания национального рынка, то в России строительство железных дорог явилось как бы одним из условий складывания национального, а точнее имперского рынка. Это можно считать четвёртой особенностью.

Пожалуй, главнейшей особенностью России явилось то, что капитализм в сельском хозяйстве развивался медленнее, чем в промышленности. Говорить об аграрном перенаселении, как в Европе, не приходится. Россия была богата землёй, а плотность населения, особенно в южных и юго-восточных районах, крайне низка. Определённое аграрное перенаселение образовалось только на северо-западе. Здесь уже в 20 годы 19 века самодержавие, при поддержки помещиков, освободило крестьян от земли. Здесь, таким образом, образовался рынок свободных рабочих рук, который привёл и к более быстрому развитию капитализма в этих регионах. Больше вольнонаёмный труд использовался во вновь присоединённых районах Новороссии и Поволжья, в районах казачьих поселений.

Некоторым и весьма значительным своеобразием отличался процесс формирования русской буржуазии. Так как мануфактуры во многом насаждались сверху, то их владельцами становились дворяне, а также высокопоставленные чиновники царского двора. Русская буржуазия в значительной большей степени была изначально связана с самодержавием. В то же время с конца 18 века появляется значительная прослойка капиталистов из числа крестьянских мануфактур – Морозовы, Гарелины, Грачёвы и др.

 

Реформы Александра II были продолжены в 80-90-е годы С.Ю. Витте. Статистика свидетельствует, что именно с них и начинается в России промышленная революция. Часто встречающаяся в советской историографии мысль о начале промышленной революции в России в 30-е годы не выдерживает критики: строительство одной железной дороги – это еще не промышленная революция. Промышленная революция может считаться состоявшейся, на наш взгляд, только когда в обществе произошли соответствующие социальные изменения. Ничего похожего в предреволюционные годы в России не было. В начале ХХ века городское население едва достигло 25%, а если вычесть Польшу и Финляндию, то оно упадет до 13%. В 1913 г. в России только 33% населения было грамотным (грамотным по русским параметрам, т.е. 1-2 класса церковно-приходской школы). Накануне I мировой войны в сельском хозяйстве было занято около 80% населения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в пореформенную эпоху промышленная революция в России началась (доля России в мировом промышленном производстве выросла с 1 до 4%), но была далека от завершения. Соответствующие статистические показатели будут достигнуты нашей страной только после II мировой войны. Главный вывод: Россия избежала этапа промышленного капитализма. Значит, в определенной мере, процесс формирования нации не может считаться целиком законченным.

Мы не будем здесь останавливаться на событиях начала века, они хорошо известны. Существование национальных государств еще не потеряло своего смысла, но бурное развитие новых технологий уже обозначило конечность их существования. Попытки очередного передела мира (первая мировая война) с очевидностью показали, что потенциал национальных государств еще не исчерпан, но вторая мировая война уже явно обозначила опасную тенденцию образования наднациональной общности через установление социально-политической монополии одного государства-нации. Сейчас эта угроза не исчезла, правда, в наши дни это называется “однополюсный мир”, хотя мы не видим принципиальной разницы между претензиями Германии на мировое господство в первой половине ХХ века и нынешними претензиями США. Суть процесса одна - переход к наднациональной общности. Она может существовать в виде союза государств (современная Западная Европа), а может существовать по “матрешечному” принципу, когда одна сверхдержава пытается поглотить остальные. Первая попытка уже закончилась самой кровавой в истории человечества войной. Вторую мы здесь обсуждать не будем. Это отдельная проблема. Сейчас нас больше интересует Россия.

Все эти и другие изменения говорили о том, что в России практически завершился переход от народности к нации, но образование национального государства сталкивалось с устаревшими формами правления, важнейшим элементом которого являлась наследственная власть. Ее ограничение как со стороны народовольцев, периодически пытавшихся отстреливать русских царей, так и со стороны правительственных чиновников, прибегавших к попыткам изменения Конституции, не давало результатов, а потому она была просто отброшена как последний символ этнического прошлого.

В первой половине (а, особенно, в 30-е годы) ХХ века Россия сделала рывок, оказавшись опять в том же социально-этническом континууме, в котором находились страны Запада, – она стала национальным государством. Это было достигнуто ценой революции и изменения социального строя, но способы, в данном случае, играют вторичную роль. Важна сущность этносоциальных изменений. Именно после образования СССР Россия стала такой же нацией-государством, как и европейские страны. Значит ли это, что она догнала их в социальном и этническом времени? Нет. Потому что Дж. Бернал уже в начале 30-х годов придумал название тем изменениям, которые происходили в мире: “научно-техническая революция”. Получив имя, они стали осознаваться как закономерные. И неизбежно должны были привести к денационализации, сначала экономики и финансового рынка, а затем – информационная революция и переход к постиндустриальному миру. Россия в 50-60 годы уже подошла к ней, но не пошла по этому пути. Все те начатые, но не завершенные процессы повисли тяжелым грузом. В первую очередь, это относится к проведению аграрной революции. Трижды в нашей истории предпринимались попытки ее проведения (Александр II, Столыпин П., Сталин И.) и не разу она не была доведена до конца. Слышать сегодня от губернатора Краснодарского края жалобы на плохие климатические условия стыдно и смешно. Условия на Кубани хуже, чем в Финляндии, Швеции, Норвегии? В этих странах 3-5% населения занятого в сельском хозяйстве целиком обеспечивают потребности своих стран и экспортируют продовольствие, в том числе в Россию.

Главным выводом данного раздела работы является следующий. Этносоциальные изменения в России происходили под влиянием двух групп факторов:

а) внутренних закономерностей и исторических особенностей развития России;

б) аналогичных изменений, происходящих в мире, прежде всего, в сопредельных странах.

Таким образом, когда западноевропейские этносы-государства переходили стадию этносоциальной совместимости с Россией, (то есть разница во времени становилась величиной качественной), Россия оказывалась перед необходимостью совершения темпорального скачка. Эти скачки совершались за счет неимоверных жертв, но достигали цели. Развитие интернационализма, пусть и искусственно насаждаемое сверху в период существования СССР, вполне соответствует тенденциям мирового развития. Рост национализма во всех бывших республиках СССР это вполне прогнозируемая, но явно запоздалая реакция на недоразвитие наций в предшествующий период. При правильной социальной и экономической политике Российское правительство и общество вполне в состоянии справиться с этой проблемой.

К сожалению, реформы в том виде, в котором они идут сегодня, направлены не вперед, к постиндустриальному миру, а назад – в эпоху первоначального накопления капитала. Для той Эпохи, как мы видели, эпохи перерастания народностей в нации, национализм естественен и даже прогрессивен. Нам бы очень хотелось, чтобы наш последний вывод был просто эмоциональным всплеском. Увы, безжалостная статистика, даже официальная, опровергает эти надежды. Здесь и сокращение средней продолжительности жизни, и кризис образования, науки, культуры; резкое падение жизненного уровня населения, и непомерный разрыв между очень богатыми и большинством работающего населения; и криминализация общества. Все это создает “блестящие” условия для роста национализма и сепаратизма, для новых этнических конфликтов.

 

 


[1] Об отличии древнеримской и древнегреческой культур см. П. Кууси. Этот человеческий мир, М., 1988, с159-173.