Этапы разработки нового товара

Основные составляющие товарной политики фирмы

Тема 5. Товарная политика

Товарная политика фирмы является основой ее маркетинговой деятельности, так как разработка новых товаров, расширение их ассортимента и своевременное снятие с производства, то есть целенаправленное формирование производственной программы фирмы, является главным фактором конкурентоспособности, как отдельных товаров, так и предприятия в целом, фактором его устойчивого положения на рынке.

Под товаром в маркетинге понимаются изделия, услуги, идеи, лица, организации и другие виды человеческой деятельности, удовлетворяющие нужды и потребности и предлагаемые рынку с целью привлечения внимания, приобретения и использования. Успех на рынке зависит от наличия современного, высококачественного и выгодного для покупателей и производителей товара.

Разработка нового товара является для фирмы очень ответственным делом и проходит несколько этапов:

1. Формирование идей нового товара, отбор наиболее прогрессивных и разработка замысла товара. Исходным моментом формирования идей нового товара является изучение новейших результатов фундаментальных научно-исследовательских разработок на стадии их практического применения, Используя в процессе производства новейшие материалы, создаются принципиально новые, оригинальные или усовершенствованные варианты существующих товаров. Другим источником идей являются потребители товара, их нужды и потребности, выявленные с помощью маркетинговых исследований. Кроме того, идеи могут возникать из анализа тенденций на мировых и внутренних рынках. Наконец, важным источником информации является торговый персонал и дилеры фирмы, постоянно контактирующие с покупателями.

Целью отбора идей с учетом перспектив реализации - как можно раньше выявить и отбросить непригодные в данном случае или неперспективные в данное время идеи.

Отобранные идеи превращаются в замысел товара, а затем и в его образ.

Замысел товара - проработанный вариант идеи, выраженный в виде эскизов, чертежей или другими средствами. Образ товара - конкретное представление потенциального товара в виде образца, действующей модели и так далее.

2. Анализ возможностей производства и разработка товара. Анализ возможностей производства (наличие необходимого парка оборудования, необходимость капвложений и других условий производства) позволяет учесть особенности производства данного товара. На этапе разработки товара его замысел превращается в реальное исполнение. При этом он приобретает свойства полезности, к которым относятся, прежде всего, показатели качества. В понятие качества товара входят: технико-экономические характеристики; надежность и долговечность; соответствие предполагаемому назначению; экологичность или соответствие требованиям защиты окружающей среды; эргономичность, то есть учет свойств и особенностей человеческого организма и другие свойства, удовлетворяющие потребность покупателей в соответствии с назначением товара. Следует отметить, что качество товара на рынке оценивается потребителями, а не производителем.

3. Подкрепление товара с помощью мер, обеспечивающих обслуживание, транспортировку, хранение, безопасное использование товара. Подкрепление товара может осуществляться путем внедрения:

- комплекса мер, помогающих сохранить потребительские свойства товара до момента его продажи (транспортные услуги; упаковка, обеспечивающая сохранность при транспортировке; условия хранения и поставки;

- меры по обеспечению потребителя документацией на товар: обучение пользованию товаром, необходимые гарантии, выполнение первой помощи по ремонту;

- сопутствующие услуги, без которых, не может быть успешным использование товара, например гарантийное и послегарантийное обслуживание. Перечень дополнительных услуг, их уровень и форма предложения определяется путем проведения маркетингового исследования требований потребителей.

Необходимо отметить, что современная конкуренция, - это не только конкуренция между товарами, но и между мерами подкрепления товаров в виде упаковки, консультаций для клиентов, особенностей поставки, услуг по складированию и прочих ценимых потребителями услуг. Поэтому фирмы должны постоянно искать эффективные пути подкрепления своего товара.

4. Разработка маркетингового инструмента к товару, к которому относятся: оформление узнаваемости товара на рынке, гибкая политика цен, налаживание сбыта, грамотная рекламная компания и другие мероприятия.