ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику этнокультурным процессам как основе формирования древнего общества на территории России.

2. В чем специфика складывания Древнерусского государства?

3. В чем суть норманнской теории и кто из русских историков поддерживал ее, а кто выступал против?

4. Какова роль княжеской дружины в складывании государства.

 

 

Лекция 4.

1. Образование Древнерусского государства и основные этапы его развития.

2. Внутрисоциальные отношения и зарождение феодальных отношений по Русской правде.

3. Складывание территории.

4. Принятие христианства.

5. Первый письменный сборник законов — Русская Правда.

6. Взаимодействие с западными, восточными и степными цивилизациями.

7. Характер политической власти и значение Древнерусского государства.

 

1. Образование Древнерусского государства и основные этапы его развития. Отечественная историография выделяет три этапа развития Древнерусского государства: 1) середина IX – X вв. возникновение Древнерусского государства; 2) X – начало XI вв. расцвет государства; 3) вторая половина XI – начало XII вв. – появление первых признаков распада Древнерусского государства.

Хозяйство. Наблюдается очень незначительное движение вперед. На юге – пашенное земледелие, которое распространяется на север. В XI – XII вв. начинается переход от перелога к двуполью. Но урожайность низкая – сам 2. Сеяли: пшеницу, рожь, чечевицу, лен; в хозяйстве используют все виды скота и домашнюю птицу. Подсобные занятия: охота, рыболовство, звероловство, бортничество. Идет развитие ремесла. Так, уже к концу существования Древнерусского государства было известно до 123 видов ремесел, особенно развиты были: кузнечное, ювелирное, оружейное, гончарное, кожевенное. Появляется токарный станок, точеная деревянная посуда.

Городища превращаются в города, которые становятся центрами ремесла и торговли в радиусе до 15 км. города строят князья в удобных местах, обычно при слиянии двух рек, создаются как крепости, которое одновременно являются и транзитным пунктом. Центром работорговли был Киев.

2. Внутрисоциальные отношения и зарождение феодальных отношений по Русской правде. Общественный строй – спорный вопрос. Долгие годы считалось, что восточные славяне, минуя рабство, перешли к феодализму. Феодализм – аграрный строй, соответствующий истории средних веков. При феодальном строе монопольное право собственности на основное средство производства – землю – принадлежит феодалу, ему принадлежит также неполное право собственности на основного производителя материальных благ, т.е. крестьянина. Феодальная формация очень сложное понятие. Советская историография использовала ленинское определение барщинного хозяйства, окончательное господство которого он связывал с XVII в. Вся земля делится на барскую и крестьянскую запашки. Прибавочный и необходимый продукты строго разграничены. На барской земле крестьянин со своими орудиями труда и скотом создает прибавочный продукт; на своей запашке крестьянин производит необходимый для себя, своей семьи и феодала продукт, т.к. идет воспроизводство рабочей силы. За пользование землей крестьянин выполняет триразновидности ренты: отработочная, натуральная (продуктовая), денежная (в Европе с XIII в., в России с XVII в.)

Признаки и условия существования феодального (барщинного) хозяйства:натуральный характер; наделение основного производителя средствами производства (земельный надел); личная зависимость; низкое рутинное развитие техники.

После больших дискуссий в 30-е гг. утвердилась концепция формирования феодальной формации на Руси в VIII – XI вв. складываются феодальные отношения и идет складывание классов, которая позже была сформулирована Б. Д. Грековым, ее поддерживал С. В. Юшков, сдвинув хронологию с IX—X вв. на XI в. Л. в. Черепнин в 1953 г. (и 1972 г) выдвинул теорию «государственного феодализма». В раннефеодальном периоде преобладала верховная собственность государства на землю, а основная масса эксплуатируемых была представлена лично свободным населением соседских общин – смердами-данниками. Они подвергались государственной эксплуатации. Эту точку зрения развивали И. И. Смирнов, В. В. Мавродин, отчасти Б. А. Рыбаков. Противоположную точку зрения выдвинул в 1980 г. И. Я. Фроянов, который писал, что на Руси существовали города-государства, подобные античным полисам, города-общины, отрицал феодальный характер. А. А. Горский опровергает эти утверждения, его точка зрения, развивающая традиции Черепнина, представляется нам наиболее приемлемой. Итак, общественный строй можно определить как «государственно-феодальный», с той оговоркой, что государство – «совокупный феодал» – князья и окружавшая их дружинная знать, преобладающий вид ренты – продуктовая. В X – XI в. появилась княжеская вотчина, во второй половине XI в. – боярская вотчина, но мало.

Начинает складываться феодальное землевладение. Пути складывания феодального землевладения:княжеские дружинники собирают дань, и постепенно на этой территории формируется их земельная собственность; выделение родоплеменной знати; захват князьями и дружинниками свободных земель; постепенное закабаление свободных общинников. Элита формировалась из княжеской дружины. Были дружинные бояре и земские бояре. Феодалами становятся князья, бояре, дружина разбогатевшие общинники, а после 988 г. – и церковь.

Рядовое население – свободные общинники – люди. Смерды – спорный вопрос: 1 – люди, обложенные данью князю или вотчиннику; 2 – рабы, посаженные на землю; 3 – представители неславянских племен, платившие дань; 4 – Рыбаков считал, что это люди, зависимые от князя, которые должны были нести военную службу и вести хозяйство: полуземледельческое, полувоенное население. Стал формироваться класс феодально-зависимого населения. Закуп – человек, взявший купу (ссуду) у феодала и обязанный отработать за это. Человек, заключавший договор (ряд) становился рядовичем – он обязался работать в хозяйстве феодала. Холоп – раб. Челядь (челядин) – троже нет единой точки зрения. Тихомиров, Греков, Юшков, Свердлов – раб, который работает по дому; чернь. Изгой – человек, изгнанный из общины (могли быть как среди смердов, так и среди князей).

Почему славяне миновали рабство? а) до XV в. рабы были (домашнее рабство). б) в мире рабство изжило себя. в) распространяется христианство. г) не было природно-географических условий для рабства.

3. Складывание территории. Как сообщают древнерусские летописи, в 882 г. сидевший на «Рюриковом городище» князь Олег, направился на юг, устранил князей, сидевших в земле полян, и поселился в Киеве. Это имело огромное значение, т.к. во-первых, это центр восточнославянских племен; во-вторых, это мировой центр торговли (не только транзит пути «из варяг в греки», но и с востока на запад); в-третьих, Киев находится в центре Поднепровья, самого плодородного района. Князь Олег (882 – 912 гг.) подчинил земли древлян, северян и радимичей, которые стали платить дань Киеву, а не хазарам. Характерно, что, в отличие от своих предшественников, князь с дружиной поселился на территории киевского «града».

Летописи сообщают о большом походе Олега на Византийскую империю. В знак победы Олег водрузил свой щит на воротах византийской столицы Константинополя. Сохранился текст договора, который в сентябре 911 г. Олег заключил с византийским императором Львом VI. Большинство историков считают это событие завершением об­разования Древнерусского государства, далее происходило расширение его территории.

Преемником Олега стал Игорь, которого считают сыном Рюрика. Он подчинил племена уличей и бужан. В 941 г. Игорь предпринял большой поход на Византию, который закончился поражением русского войска. Он заключил договор в 944 г. с византийским императором Романом I Лакапином. Второй договор с греками, написан на двух языках сразу – греческом и древнерусском, таким образом, государство приобретает законченные формы.

В дружине в первой половине X в. было еще много норманнов. Князь Игорь, его жена носили скандинавские имена. Но при заключении договора с Византией дружинники Олега клялись соблюдать договор именем славянских богов — Перуна и Волоса. Сын Игоря носил славянское имя Святослав.

Поход Святослава в конце 60-х гг. на Хазарию был успешным. Хазарское войско было разбито. По свидетельству летописи, Святослав разорил хазарскую столицу. В состав Древнерусского государства вошли земли на Таманском полуострове вместе с хазарской крепостью Таматархой, полу­чившей в Древней Руси название Тмутаракани. После побед Святослава власти киев­ского князя подчинились и жившие в долине Оки вятичи, Хазарский каганат перестал существовать. Оборотной стороной этих побед было усиление главных противников хазар — печенегов, ко­торые стали вскоре опасными соседями Древнерусского госу­дарства. В Киев Никифором Фокой было послано посольство во главе с Калокиром, пред­ложившее Святославу отправиться с войском против придунайских болгар, и князь согласился.

У Византийской империи появился сосед, более могущественный более опасный, чем болгарский царь. С этим византийские правители не могли примириться. Византийский император Иоанн Цимисхий смог взять верх над противником, лишь внезапно нарушив заключенное перемирие и осадив весной 971 г. Святослава в городе Доростоле на Дунае. После долгих ожесточенных боев по договору, заключенному в июле 971 г., Святослав обязался покинуть Болгарию. По одному из условий соглашения византийская сторона снабдила хлебом 22 тыс. воинов киевского князя. На обратном пути войско Святослава разделилось. Основная часть во главе со Свенельдом направилась в Киев сухопутьем, а Святослав с небольшой дружиной — на ладьях вверх по Днепру. У днепровских порогов Святослав погиб в бою с пече­негами. По преда­нию, глава печенегов князь Куря заказал из черепа князя кубок для вина.

В летописи приводится рассказ о планах Святослава сделать столицей своего государства Переяславец на Дунае. Свое решение князь обосновывал тем, что сюда, на Дунай приходит из разных стран все, в чем нуждается дружина: «из грек» — золото, шелковые ткани, вина и фрукты, из Венгрии — сереб­ро и лошади, «из Руси же скора (т.е. меха) и воск, мед и че­лядь (рабы)». Во второй половине X в. дружина киевского князя, его зарождавшийся аппарат управления стали столь серьезной силой, что оказались способными вести длительную войну с Византийской империей, мобилизовав для участия в ней войско, насчитывавшее несколько десятков тысяч человек. Но связь дружины с «землей», страной, во главе которой она стояла, была еще недостаточно прочной, она могла еще серьезно обсуждать вопрос о своем переселении на другую территорию с более благоприятными условиями существования.

В 963 г. – при Святославе в основном завершается складывание территории. Он подчинил те племена восточных славян, которые не выходили к Днепру; укрепил границы.

В течение IX—X вв. закончилось объединение под властью киевских князей основных восточнославянских земель, население было обложено данью.

Как рассказывает Константин Багрянородный, в ноябре князь вместе с дружиной направлялся в объезд (называвшийся полюдьем) «кормиться» по землям своей страны. полюдье («кружение») длилось пять месяцев (до начала апреля). Как сказано в летописи, дань брали «от дыма», т. е. очага, по «черне куне» — шкурке куницы. В конце весны значительная часть собранной дани доставлялась в Киев, откуда направлялась на судах (у которых килем и нижней частью бортов служил ствол целого дерева, отсюда их греческое название — моноксилы) по Днепру, а затем по Черному морю в Констан­тинополь. Через днепровские пороги на почти стокилометровом промежутке суда проводили с трудом, высаживая людей и складывая товар на берег. Этим пользовались кочевники, нападавшие на караваны. Поэтому их постоянно сопровождали отряды дружинников. К. Багрянородный называл такое путешествие «мучительным и страшным, невыносимым и жестоким плаванием».

Во внутреннюю жизнь подчиненных Киеву восточносла­вянских племенных союзов княжеская дружина не вмешива­лась. Она сталкивалась с населением лишь во время полюдья, никакой системы сбора дани не было, так князь Игорь с дружиной собирал дань с древлян, хотя ранее она уже была собрана воеводой Свенельдом. Доведенные до отчаяния неоднократными поборами древляне восстали в 945 г., князь Игорь был убит. Восстание древлян было жестоко подавлено вдовой Игоря, княгиней Ольгой. Искоростень был взят штурмом и сожжен. Земля древлян была присоединена к ядру Древнерусского государства Княгиня Ольга проводит налоговую реформу – устанавливает погосты (места для княжеской администрации, куда свозили дань) и уроки (размер дани). Ольга с дружиной объехала землю древлян, «уставляющи уставы и уроки», под последними следует понимать размеры дани. Были установлены «становища» (погосты) — места, куда следовало свозить дань, и выделены «ловища» — охотничьи угодья, как это было уже сделано Ольгой на территории «Рус­ской земли». Таким образом было положено начало складыванию налоговой системы; а погосты укрепили центральную власть князя на местах и ослабили родоплеменную знать.

На первом этапе формируется территория, государственный аппарат и налоговая система.

После смерти Святослава некоторое время никто не мог утвердиться на престоле. Только в 978 г. на престол вступает Ярополк (978 - 980 гг.), а после него Владимир Святославович (980 – 1015 гг.), при котором наблюдается расцвет Древнерусского государства. При Владимире Святославиче (980—1015) в состав Древней Руси были включены на западе Червенские города и Кар­патская Русь.

Академик А. А. Шахматов назвал Владимира «настоящим основателем» Древнерусского государства. В княжение Владимира произошли качественные перемены в отношениях между Киевом и подчиненными ему землями. Сыновья Владимира стали его наместниками на этих землях. С принятием Русью новой, христианской религии, прекратилась жизнь старых племенных и религиозных центров, на смену ко­торым стали приходить новые центры — основанные княже­ской властью крепости. Ярослав уже не жил на «Рюриковом городище», а устроил себе резиденцию в самом Новгороде, на «Ярославле дворище».

В конце IX — первой полови­ны X в. печенежский союз племен, кочевавший за Волгой, занял большую часть восточноевропейских степей ме­жду Волгой и Дунаем. Первым следствием перемен стало затруднение связей между Древнерусским государством и Византией, суда с мехами, воском, рабами подвергались нападениям печенегов. В княжение Владимира были приняты важные меры для борьбы с набегами кочевников: построены «грады» — крепости по рекам Десне, Трубежу, Суле, Стугне, – «валы» высотой око­ло 3,5—4 м, окруженные глубоким рвом. Владимир выступает уже не как вождь дружины, озабоченный лишь ее пропитанием, а как правитель, организующий защиту живущего здесь населения. На втором этапе развития государства – расцвет связан с развитием феодального землевладения и феодальной вотчины, так называлось хозяйство и земельная собственность крупного землевладельца, вотчина передавалась по наследству.

4. Принятие христианства. Развитие неравенства у славян вызывало потребность религиозной реформы. У славян к этому времени существовало язычество. Владимир проводит первую религиозную реформу – создает пантеон богов, иерархию богов. В Киеве для каждого бога строится специальный комплекс

Рубеж X—XI вв. — это также время, когда определилось положение Древней Руси в мире в связи с принятием новой христианской религии из Византии. В первые годы княжения Владимир попытался приспособить к новым общественным условиям традиционную языческую религию.

В середине 80-х гг. X в. Византия потерпела ряд серьезных неудач в борьбе с Первым Болгарским царством, а в Малой Азии начались мятежи недовольной императором крупной знати. Визан­тийское посольство прибыло в Киев в 987 г. По соглашению между киевским князем и императором их союз скреплялся браком Владимира и сестры Василия II Анны, а Владимир и все жители Руси должны были принять христианство. Во исполнение условий договора Владимир послал в Константинополь шеститысячное войско.

Император, когда критическая ситуация минова­ла, не стал торопиться с исполнением условий соглашения. То­гда в 989 г. Владимир направился с войском в Крым и осадил главный опорный пункт византийской власти на полуострове — Херсоне. Здесь состоялось крещение Владимира и его дружинников, а затем и его брак с Анной. Недвусмысленно свидетельствует о силе и значении Древнерус­ского государства в Европе. Тем самым Владимир сразу занял высокое место в иерархии правителей византийского круга. На чеканенных им монетах — «серебрениках» Владимир изобра­жен в императорских одеждах и с нимбом вокруг головы.

Принятие христианской религии было важным шагом не только в культурной (о чем речь пойдет ниже), но и в социаль­ной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы земной власти («нет власти не от Бога»). Принятие христианства способствовало и укреплению государственного единства, так как на смену пестрому многообразию локальных языческих культов пришла одна, определяемая четкой системой единых норм религия, а ее служители в своей деятельности подчинялись единому центру, тесно связанному с княжеской властью.

Значение: 1. христианство сделало Русь европейским государством, что определило ее внешнюю политику. Способствовало укреплению международного авторитета; 2. прекратилась продажа славян в рабство; 3. христианство укрепило феодальный базис прогрессивный в это время; 4. укрепляло единство государства; 5. монастыри способствовали распространению грамотности и культуры.

После смерти Владимира 15 июля 1015 г. Лишь в 1019 г. Ярославу удалось утвердиться на киевском столе. В историю Древней Руси он вошел как выдающийся государственный деятель, законодатель, строитель, украсивший Киев новыми стенами и многими храмами, покровитель книжников.

5. Первый письменный сборник законов — Русская Правда. При Ярославе был создан первый письменный сборник законов — Русская Правда (по мнению одних исследователей, это была первая часть Краткой Правды, по мнению других — ко времени Ярослава восходит весь основной текст Краткой Правды, содержащий ряд вставок, восходящих к законодательству его сыновей). В отличие от «варварских правд», которые представляют собой запись норм традиционного обычного права, Русская Правда является памятником княжеского законодательства («Суд Ярославль Володимерича»). Уже в первой статье сборника устанавливалось, что одинаковый штраф за убийство следует уплачивать и если убитый — «русин» (житель «Русской земли» — Среднего Поднепровья), и если он «Словении» (принадлежит к союзу «словен» на севере Восточной Европы), т. о. устанавливались единые нормы права для всего населения Древнерусского государства. Нормы штрафов за увечья и телесные оскорбления определяли размер сумм, которые вносились преступником в княжескую казну. Нормы штрафа за убийства устанавливались в зависимости от социального положения. Если за княжеского слугу 80 –40 гривен, то за смерда, рядовича, закупа – 5 гривен, за убийство холопа штраф получал его хозяин.

Важную роль играл «Покон вирный» определял размеры корма, который население должно было давать в неделю сборщикам княжеских штрафов: 7 ведер солода, тушу барана, по две курицы в день, хлеба «по кольку могут ясти». Такая форма управления на практике приводила к бесконтрольности и произволу со стороны бояр-кормленщиков. Фактически возникало нечто вроде феодальной автономии отдельных земель где вскоре встал местный князь.

Анализ Краткой и Пространной позволяет увидеть динамику процессов. Это исторический источник называет основные занятия: земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, бортничество, ремесло); орудия труда (рало, плуг, борона), основные сельскохозяйственные культуры (ячмень, овес, горох), кони, овцы, свиньи, коровы, козы, домашняя птица: куры. О развитии торговли говорит ст. 54 называет купцов. Больше статей связано с земледелием и продуктами земледелия, что позволило историкам делать вывод, что основным занятием восточных славян было земледелие. Русская Правда дает понятия представителей вотчинной администрации: огнищанин, тиун, подъездной, конюший, ротальный и сельский старосты и др. Статьи позволяют судить и о классовой борьбе побеги, хищение имущества, разорение борти, поломка орудий труда, перенос межевых знаков, убийство вотчинной администрации (больший размер штрафа и есть различие с ключом – больше наказание) и др.

Мономах издал дополнение к Русской Правде — «Устав Владимира Всеволодича», облегчавший положение городской бедноты. Возможно, что вскоре была составлена и Пространная Русская Правда — общерусский закон, расширивший правовые нормы домениальной «Правды Ярославичей».

Значение Русской Правды– первого законодательного памятника русского государства: устанавливала судебные нормы, ограничивала произвол судей, действовала во всех русских, даже литовских, землях до XV в; это законодательный документ, ограничивающий кровнородственную месть и пережитки родового строя; способствовала реальному слиянию земель в единое целое; защищала земельную собственность, укрепляла вотчину (Ст. 46 говорит о существовании княжеских, боярских и монастырских холопов), и способствовала развитию прогрессивных в то время, феодальных отношений; это важнейший исторический источник.

При Ярославе Мудром (1019 – 1054 гг.) наблюдается дальнейший расцвет государства. В его правление была возведена София Киевская.

6. Взаимодействие с западными, восточными и степными цивилизациями. Ярослав выступал и как продолжатель усилий отца по организации обороны страны от нападений кочевников. Так, в 1032 г. он «поча ставити городы» по реке Рось, у южных границ Киевской земли. Когда печенеги все же сумели прорвать оборонительные линии и в 1036 г. подойти к Киеву, Ярослав у стен города нанес им тяжелое поражение. Объектом активной внешней политики великого князя Ярослава были балтские и угро-финские племена у северо-западных границ Древнерусского государства. Он ходил в походы на ятвягов и «на Литву», его сын Владимир, сидевший в Новгороде, предпринял поход на финское племя емь. Во вводной части «Повести временных лет» упоминаются как данники Руси емь, литва, эсты (чудь), земгаллы, курши, ливы. Зависимость этих прибалтийских племен от Руси (от Полоцкой земли), вероятно, установилась именно в княжение Ярослава. На земле эстов в 1030 г. им был поставлен город Юрьев — опорный пункт русской власти в этом крае.

Во время правления Ярослава Русь окончательно заняла видное, почетное место в содружестве государств христианской Европы. Об этом наглядно говорят брачные связи самого Ярослава Мудрого и членов его семьи. Женой Ярослава была дочь шведского короля Ингигерд — Ирина, его старший сын Изяслав был женат на сестре польского короля Казимира, другой сын, Всеволод — на дочери византийского императора Константина IX Мономаха, дочери Ярослава вышли замуж за королей Венгрии, Норвегии и Франции.

В 60—70-х гг. XI в. племена половцев расселились по восточноевропейским степям. Печенежская орда, переместив­шись на запад, стала постоянно вторгаться на земли завоевав­шей к этому времени Первое Болгарское царство Византии. В 1091 г. орда была разгромлена войсками византийского им­ператора Алексея I Комнина и половами. С этих пор и вплоть до середины XIII в. половцы были хозяевами в восточноевропейских степях.

По оценке исследователей, половецкое общество достигло более высокого уровня развития, чем печенежское. На протяжении всего периода X—XIII вв. земли юга Ру­си, граничившие со степной зоной, постоянно утрачивали су­щественную часть прибавочного продукта и самих его произво­дителей, и то, и другое становилось добычей кочевников. Конфликты с кочевниками на территории Восточной Европы были характерны не только для Древней Руси. Характер политической власти и значение Древнерусского государства.

7. Характер политической власти и значение Древнерусского государства. Какое заключение о характере общественного строя Киевской Руси можно сделать на основании Русской Правды? Дает ли содержание этого источника основание говорить об особом варианте русского феодализма и если да, то в чем его отличительные черты?

Советская историография определяла Древнерусское государство IX—X вв. как раннефеодальную монархию. После больших дискуссий в 30-е гг. утвердилась концепция формирования феодальной формации на Руси, которая позже была сформулирована Б. Д. Грековым, ее поддерживал С. в. Юшков, сдвинув хронологию с IX—X вв. на XI в. Л. В. Черепнин в 1953 г. (и 1972 г) выдвинул теорию «государственного феодализма». В раннефеодальном периоде преобладала верховная собственность государства на землю, а основная масса эксплуатируемых представлена лично свободным населением соседских общин –. смердами-данниками. Они подвергались государственной эксплуатации. Эту точку зрения развивали И. И. Смирнов, в. в. Мавродин, отчасти Б. А. Рыбаков. Противоположную точку зрения выдвинул в 1980 г. И. Я. Фроянов, который писал, что на Руси существовали города-государства, подобные античным полисам. А. А. Горский опровергает эти утверждения, его точка зрения, развивающая традиции Черепнина, представляется нам наиболее приемлемой. Итак, общественный строй можно определить как «государственно-феодальный», с той оговоркой, что государство – «совокупный феодал» – князья и окружавшая их дружинная знать.

Флоря Б. Н. считает, что сложив­шееся на территории Восточной Европы политическое образование есть все основания охарактеризовать как государство, где правитель-князь выступает как равноправный партнер византийского императора. Общество это социально неоднородно. Как господствующая социальная группа в нем выступает дружина — сообщество вооруженных воинов, связанных с правителем клятвой верности. В осуществлении своей власти правитель опирается на дружину, а одной из важнейших задач его политики является удовлетворение потребностей дружинников.

Между интересами дружины и ее главы — князя существовала тесная неразрывная связь, скреплявшаяся не только клятвой верности. Князя и дружину объединяла и далеко захо­дящая имущественная общность — общность группы людей, живущих совместно у одного очага — «огнища» (отсюда одно из наименований дружинников — «огнищане»). От князя дружинники получали одежду и оружие, питались с ним за одним столом в особом помещении — «гриднице» (от другого наиме­нования дружинников — «гриди»). Остатки этой гридницы X в. обнаружены археологами в Киеве у здания государственного исторического музея Украины. Сюда постоянно доставля­лись «множества от скота, мяс и от зверины». Дружина резко отличалась от остального населения не только своим питанием, в котором постоянно присутствовала редко доступная для обычных сельских жителей мясная пища, но и всем своим обликом и уровнем жизни. Арабский дипломат Ибн-Фадлан, посетивший в 20-х гг. X в. г. Болгар на Волге, описал похоро­ны скончавшегося там богатого «руса». Он лежал на скамье, покрытой драгоценной византийской тканью, в кафтане из парчи с золотыми пуговицами и в собольей шапке.

В погребениях княжеских дружинников середины — второй половины X в. в так называемых срубных гробницах киевского некрополя обнаружены богатые наборы оружия и конской упряжи, в некоторых из них находились богато украшенные (в частности ожерельями из монет) скелеты женщин, убитых на могиле покойного. Этот образ жизни обеспечивал дружинникам князь, отсюда их заинтересованность, чтобы его власть была как можно более сильной, а казна как можно более полной. Так, известно, что у второго лица в государстве, воеводы Свенельда, была своя дружина, на содержание. В составе дружины в первой половине X в. было еще много норманнов (примером может служить воевода Свенельд). Очевидно, в это время дружину должно было содержать население «Русской земли», с которого князь собирал дань.

А. А. Горский считает, что в XI в. отчетливо прослеживается деление дружины на две части: «старейшую» (она же «первая, «большая», «лучшая») и «молодшею». Члены старейшей дружины» именовались боярами, «молодшей» – отроками. Со второй половины XI в. «молодшая дружина» дифференцируется: часть ее превращается в княжеских военных слуг, обозначаемым старым термином «отроки» (древнейшее собирательное название младшей дружины гридь или гридьба (скандинавское grid - дворовая прислуга) заменилось потом словом двор или слуги), часть в детских, более привилегированный слой, часто из князей. Из дружинников формируется государственный аппарат. Именно они отправляют должности посадников (княжеский наместник в городе), тысяцких (действует в городе стольном, командует городским ополчением в военных походах), воевод (предводитель воинского отряда. Сначала при одном князе был один воевода, с XI в. – несколько бояр-воевод), мечников (судебных чиновников, собиравших судебные пошлины), данников (человек, собирающий поземельную подать – дань), вирников, емцев (сборщиков государственных податей). Из верхушки дружины формировался княжеский совет. В XI в. у дружинников начинает появляться (путем княжеских пожалований) собственные земельные владения.

Взгляд на дружину как на корпорацию раннесредневековой социальной элиты высказан в 1980-е гг. А. А. Горским, поддерживается Н. Ф. Котляр, Е.А. Шинаковым, и др. В конце XII – XIII в. дружину в этой роли сменяет княжеский «двор». В войске большую роль играла конница, пригодная как для далеких переходов, так и для борьбы с конными отрядами южных кочевников.

В городах часто собиралось вече. Об остатках родового строя свидетельствует наличие вече и народного ополчения на период военных походов. Князья съезжались на снемы.

Рюриковичи смотрели на Древнюю Русь как на свою вотчину и управляли ею соответственно. Первоначально великим князем становился старший в роду, постепенно власть начинала переходить от отца к сыну. Не всегда физическое старшинство совпадало с политическим старшинством, поэтому при каждой смене князя происходила борьба. С. М. Соловьев считал, что в 1169 г. – при взятии А. Боголюбским Киева - побеждает государственная власть над родовым началом, власть теперь передается от отца к сыну, складывается монархия.

Каков тип политического государства? Древняя Русь не соответствовала понятию «империи». 22 этноса, населявшие восточноевропейскую равнину были ассимилированы славянами, народы на северо-западе сохраняли самостоятельность. Сложился титул правителя из рода Рюриковичей «русский князь», который встречается в документах и на монетах. Типологически Древняя Русь была ближе западноевропейским монархиям. Можно выделить три типа историко-культурного развития: 1. Западноевропейский тип (латинский алфавит, католическая ветвь христианства). 2. Византийская цивилизация (греческий алфавит, православие). 3. Славянский православный тип (славянский алфавит, православие). Южные и восточные славяне.

По общественному типу Русь условно определяется как феодальное государство. В Западной Европе быстро формируется частная собственность феодалов, на Руси этот процесс идет медленно. Русь шла по европейскому пути: единое государство, потом феодальная раздробленность, разница во времени. Процесс вел к образованию в будущем трех-четырех крупных государств, был осложнен монгольским нашествием, которое деформировало процесс.

Другое дело духовная культура. Русь находилась под влиянием византийской супер – культуры.

Во второй половине XI в. власть Великого князя ослабла. В начале XII в. появились первые признаки распада Древнерусского государства. В 1097 г. в Любече собрался съезд князей — членов княжеского рода, который принято считать последней попыткой сохранить государство. Но принятое решение — «каждо да держить отчину свою» означало превращение земель, находившихся во владении отдель­ных князей, в их наследственную собственность, которую они могли теперь свободно и беспрепятственно передавать своим наследникам, а это шаг по пути к политической раздробленности.

Целый век идут междоусобные войны. С востока усилились набеги новых кочевых племен – половцев. В Киеве поднимались восстания, последовал целый ряд походов с участием всех главных русских князей (1103, 1107, 1111 гг.). Благодаря совместным действиям князей, были нанесены серьезные поражения половцам. Победы над по­ловцами способствовали росту авторитета переяславского князя Владимира Мономаха. Когда в 1113 г. Владимир Мономах занял киевский стол, была предпринята попытка восстановить прежнее значение власти киевского кня­зя, был подготов­лен новый сборник законов «Пространная Правда», столетия­ми действовавший на всей территории Древнерусского государ­ства. И все же реставрации прежних порядков не произошло. Между­княжеские войны 40—50-х гг. XII в. стали завершением по­литического распада государства на самостоя­тельные княжества.

Значение Древнерусского государства:оградило свой народ от соседей, прежде всего, от набегов кочевников; оградило народы Европы от набегов кочевников, не допустило продвижение в Европу тюрко-язычных племен; способствовало развитию хозяйства; ускорило процесс феодализации; способствовало развитию древнерусской культуры; в рамках Древней Руси сложилась древнерусская народность, которая стала основой для трех народов – русского, белорусского, украинского; Русь имела мировые рынки (Киев), играла роль транзита для мировой торговли.