Лекция 3. Организационно-экономическая сущность стратегического планирования развития муниципального образования

Сущность стратегического планирования территориального развития на муниципальном уровне можно определить как деятельность представительных и исполнительных органов местного самоуправления по реализации централизованного начала управления с целью обеспечения баланса отраслевых и местных интересов в решении совокупности проблем социально-экономического реформирования и комплексного развития муниципального образования. Приоритетное место здесь занимают проблемы, связанные с существенным улучшением качества жизни населения.

Субъектом планового регулирования в рамках муниципального образования являются органы местного самоуправления. Что касается объекта территориального планирования, то его можно охарактеризовать, как сложный динамический, изменяющийся социально-экономический комплекс, подверженный возмущающим воздействиям со стороны внешней и внутренней конъюнктуры.

Развитие многоукладной экономики привело к тому, что работники органов местного самоуправления зачастую уклоняются от решения проблем в условиях, когда их слово не является решающим. Между тем никто не снимал с них ответственности за все, что происходит на подведомственной им территории, хотя, конечно, методы воздействия на те или иные субъекты хозяйствования зависят от форм собственности, ведомственной принадлежности, организационно-правовой формы предприятия. Поэтому объектом планирования являются все отрасли и сферы жизнедеятельности муниципального образования, а также протекающие в рамках его территории экономические и социальные процессы.

Из этого следует, что главная задача органов местного самоуправления в сфере планового регулирования социально-экономического развития территории состоит в создании научно обоснованной системы перспективного и краткосрочного планирования.

Разработка действий, направленных на улучшение дел в экономике, социальной сфере, не видя перспективы хотя бы на 10-15 лет, нецелесообразна. Тезис о приоритетности стратегии над тактикой в полной мере подтверждается мировой практикой. В связи с этим особую актуальность приобретает задача формирования документов стратегического характера, содержащих замысел социально-экономического развития административно-территориальных образований, в первую очередь, муниципальных образований.

Таким образом, организационно-экономическую сущность стратегии развития муниципального образования, целесообразно рассматривать в трех плоскостях этого понятия.

Во-первых, "собственно стратегия" понимается как документально представленное выражение о желаемом будущем состоянии экономики муниципального образования и о системе мер и ресурсов, используемых местными властями для приближения этого будущего.

Во-вторых, "стратегический план экономического развития", трактуемый как комплект документов, включающий собственно стратегию и блок документов по ее реализации - набор стратегических программ и конкретный план мероприятий органов местной власти по реализации экономической стратегии, реализующих концепцию экономической политики.

В-третьих, "экономическая стратегия как процесс", понимаемая как система документов по стратегическому управлению в совокупности с организационными структурами и процедурами, задающими определенные, постоянно воспроизводимые схемы разработки экономической стратегии экономического субъекта и обеспечивающие реализацию стратегических целей и задач.

Предлагаемые трактовки сущности стратегии небесспорны. Однако все они должны сводиться к научному обоснованию выбора стратегии, разработке технологических подходов и инструментов для реализации выбранной стратегии, обоснованию и поиску путей и необходимых ресурсов, обеспечивающих достижение стратегических целей.