Лекция 2. Современное состояние территориального стратегического планирования в России

Современные подходы к территориальному стратегическому планированию предполагают, во-первых, изменение сущности планирования с точки зрения рассмотрения его как инструмента принятия и реализации жестких административных решений по достижению поставленных стратегических целей. Это предполагает:

- во-первых, усиление адаптивного характера территориального стратегического планирования (предвидение изменений внешней и внутренней среды территории);

- во-вторых, научную обоснованность процесса разработки и принятия стратегических управленческих решений;

- в-третьих, обеспечение преемственности целей развития не зависимо от сроков выборов органов исполнительной и законодательной власти (как основных субъектов территориального стратегического планирования).

Своевременным и закономерным явилось принятие Федерального закона "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" (июль 1995г.). Закон поставил во главу всех работ в сфере государственной плановой деятельности разработку системы прогнозов социально-экономического развития в целом по стране, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, и, что особенно важно с позиции рассматриваемой проблемы, по регионам. В конечном счете, прогноз призван на основе анализа сложившейся на территории социально-экономической ситуации, состояния и эффективности использования потенциала территории и других факторов выявить как позитивные закономерности, процессы, явления и тенденции будущего, которые заслуживают государственной поддержки, так и негативные, требующие, наоборот, мер по их преодолению.

Однако несмотря на принятие Закона, существенных перемен в организации планирования на уровне регионов, муниципальных образований не произошло. Обусловлено это следующими основными причинами. Во-первых, действует сила инерции, связанная с недавним еще отрицанием государственного планового регулирования. Во-вторых, недостаточна социально-психологическая и профессиональная готовность аппарата управления на местах к решению конкретных проблем территориального планирования. В-третьих, ждут своего завершения работы по созданию теоретической и методической основ территориального планирования в новых условиях хозяйствования.

Главными причинами торможения плановых работ на территориальном уровне являются первые две из отмеченных, которые тесно связаны между собой. Дело в том, что работники аппарата регионального, муниципального управления, как правило, не имеют необходимой подготовки и практического опыта разработки прогнозов, концепций, программ, считают, что это "не их дело", что разработка документов стратегического характера отвлекает их от "главного" и т.п. Кроме того, если разработку того или иного документа не требуют "сверху", то чиновник не заинтересован в его составлении, тем более, что тогда невозможно и проконтролировать выполнение намеченных целей, конкретных мероприятий.

Сегодня существует ряд причин, препятствующих внедрению западных методик в практику регионального и муниципального управления методов и подходов стратегического планирования.[7] В качестве основных причин можно выделить:

- сила инерции, связанная с отрицанием государственного планового регулирования;

- недостаточная социально-психологическая и профессиональная готовность аппарата управления к решению проблем регионального стратегического планирования;

- не завершены работы по созданию теоретических и методических основ регионального стратегического планирования в новых условиях хозяйствования.

Анализ положения дел с разработкой стратегических документов социально-экономического развития городов и регионов России показывает, что фактором, тормозящим этот процесс, является слабость методологического и методического обеспечения формирования таких документов. В силу этого в последние несколько лет резко активизировались исследования в области методологии территориального стратегического планирования. Причиной этого является тот факт, что на сегодняшний день практика разработки и внедрения стратегических документов развития территорий опережает научно-теоретическое обоснование. То есть, внедрение стратегического планирования в практику территориального управления является объективным фактором, который определяется необходимостью широкого использования методов стратегического менеджмента и других современных экономических и управленческих дисциплин в целях обеспечения конкурентоспособности территорий, их хозяйствующих субъектов в условиях рынка.