Социальная структура.

Численность населения, его этнический состав.

Преимущественно за счет украинских мигрантов численность населения Слобожанщины к концу XVII в. достигла 250 тыс. человек. Переселение российских крестьян сдерживалось властями и не могло приобрести значительных размеров. Первоначально оно ограничивалось районом Чугуева. Среди мигрантов из России преобладали служилые люди, позднейшие однодворцы. Число их несколько увеличилось в связи с возведением Украинской линии укреплений.

Этнические меньшинства на Слобожанщине были представлены калмыками, валахами, сербами, цыганами и евреями. Калмыки поселились в Чугуеве еще в XVII в. Около 4 тыс. валахов переселилось на Сободскую Украину после заключения в 1711 г. Прутского мира между Россией и Турцией. Поскольку у себя на родине многие из них принадлежали к феодальной верхушке, то и на новом месте жительства они получили значительные привилегии.

К концу XVIII в. на Слободской Украине насчитывалось 19 городов, свыше 1 тыс. сел и слобод, 2 тыс. хуторов, в которых проживало около 1 млн. человек. Таким образом, за 100 лет численность населения возросла здесь в 4 раза.

Основным и привилегированным сословием Слободской Украины были казаки. Они владели землей, работали в своих собственных хозяйствах, имели право свободной торговли, не платили податей. Основной их повинностью была военная служба. По первому приказу вооруженные конные казакивыступали в поход, в котором содержались за свой счет. Со временем казаков Слобожанщины, как и Левобережья, поделили на выборных, которые могли отбывать военную службу за свой счет, и подпомощников - бедных казаков, которые помогали выборным. Бедные казаки заготавливали продовольствие и фураж, работали в хозяйстве выборного казака, чтобы он не разорился за время пребывания в походе. Количество подпомощников раз в пять превышало выборных.

Крестьяне, переселявшиеся на Слобожанщину из Центральной Украины, как правило, оставались "посполитыми". Более того, они не стремились обосноваться на "вольных войсковых землях", что предполагало выполнение воинских повинностей, и в большинстве случаев поселялись на землях казацкой старшины и зажиточных казаков. Крестьяне платили подати в царскую казну и имели право перехода, т. е. были лично свободными, а не крепостными. Крепостное право на Слободской Украине, как и на Левобережье, утвердилось в 1783 г.

Мещане в правовом отношении были близки к крестьянам. Хотя они и проживали в городах, но по большей части кормились за счет земледелия. Одновременно из предыдущего места жительства мещане перенесли на Слобожанщину цеховое устройство ремесленников. Так, например, в Харькове в 1685 г. уже существовало пять профессиональных ремесленных объединений. С появлением мещан на Слободскую Украину проникало Магдебургское право.

Неограниченные возможности в своей деятельности имело православное духовенство. При монастырях открывались школы, в которых учились представители всех сословий. В церковном отношении Слобожанщина до конца XVIII в. была в составе Белгородской епархии. В 1726 г. белгородский епископ Епифаний Тихорский по настоянию командующего российскими войсками на Украине князя М.М.Голицына перенес из Белгорода в Харьков духовную школу и преобразовал ее в коллегию с богословским курсом.