Польша в борьбе за галицко-волынские земли

Галичина стала своеобразным полигоном, на котором испытывались формы и методы тотального наступления Польского королевства на русские земли. Целенаправленное и последовательное продвижение на восток было провозглашено крестовым походом против язычников-литовцев и «схизматиков», т. е. православного населения. Начало широкомасштабной экспансии положил Казимир III Великий (1333–1370). Польского короля активно поддержали три силы: магнаты юго-восточной части Польши, которые надеялись расширить свои владения за счет белорусских и украинских земель; католическая церковь, рассчитывавшая увеличить число единоверцев; богатые мещане Кракова, хотевшие подчинить себе торговые пути в Галичине.

Еще в 1339 г. Казимир III заключил соглашение с Людовиком Венгерским о совместных действиях по завоеванию Галицко-Волынской Руси. В апреле 1340 г., после смерти Болеслава-Юрия II – последнего независимого правителя Галицкого княжества, он под предлогом защиты католиков края (в основном немецких бюргеров, проживавших в галицких городах) вторгся в Галичину, разграбил Львовский замок и овладел государственной казной. Но не успел Казимир вернуться в Польшу, как галицкие бояре восстановили свою власть в крае. Одновременно на Волыни усилилось влияние Великого княжества Литовского. Поскольку сын Гедемина Любарт был зятем умершего Болеслава-Юрия Галицкого, то волынские бояре признали молодого литовского князя своим сюзереном.

Борьба Юго-Западной Руси с поляками длилась более двух десятилетий, причем литовцев поддержало большинство украинского населения, а в союзе с поляками воевали венгры. Для обоснования своих притязаний на новые земли поляки провозгласили себя «щитом христианства» и заручились поддержкой папы римского. Тем самым они попытались представить свое вторжение в глазах всего католического мира как крестовый поход на «поганых» (язычников-литовцев) и «схизматиков» (православных украинцев). Таким образом возникало и утверждалось представление поляков об их некатолических «оппонентах» как о людях второго сорта, заведомо уступающих католикам как в культурном, так и в моральном отношениях. В 1341 г. Казимир обратился к папе Бенедикту XII с просьбой освободить его от обязательств, взятых перед «православными схизматиками» о сохранении их давних прав, привилегий и традиций. Папа немедля избавил короля от такого «бремени». Абсолютно очевидно, что католическая церковь, к которой благодаря королевской щедрости вскоре перешло большинство земельных владений в Галичине, больше всех была заинтересована в подрыве православной веры на этих землях. В итоге в 1375 г. было основано католическое архиепископство во Львове. Тем временем по всей Галичине стали во множестве возникать монастыри францисканского и доминиканского орденов. Они обслуживали религиозные нужды быстро растущего католического населения – польских, немецких, чешских и венгерских дворян, получавших земли в Галичине, а также немцев-горожан, которых польские монархи приглашали для обустройства галицких городов.

В 1349 г. в результате чрезвычайно удачной военной кампании Казимир вновь подчинил себе Галичину и занял значительную часть Волынской земли. Любарт отсиделся в осажденном врагом Луцке, а через некоторое время смог вытеснить поляков из Волыни.

Поскольку Людовик Венгерский, женатый на сестре Казимира, также заявил о своих претензиях на Галичину, в 1352 г. между королями Польши и Венгрии было заключено новое соглашение. Предусматривался переход к Людовику польской короны в случае, если Казимир умрет, не оставив мужского наследства, и таким образом династия Пястов прекратится.

После смерти Казимира, у которого были только дочери, Галичину в 1370 г. в соответствии с договоренностью оккупировали венгры. Галицкая земля находилась в подчинении то непосредственно самого Людовика Венгерского, то его племянника, силезского князя Владислава Опольского.