Практическое занятие № 2. Нормы ударения и произношения
Тема № 7. Речевое богатство и функциональные стили
В обогащении языка важную роль играет разговорный стиль с его менее строгими, по сравнению с книжными, нормами, с его большей вариативностью речевых единиц. «Все изменения языка, - отмечал Л.В. Щерба, - … куются и накопляются в кузнице разговорной речи». Еще Пушкин, обращаясь к народному языку, видел в нем вечно живой и всегда освежающий источник. Художники слова вводят в литературную речь наиболее меткие народные слова и выражения, наиболее удачные конструкции, разговорные интонации, способствуя тем самым ее обогащению. Подлинно художественные произведения учат читателя нешаблонному словесному оформлению мысли, своеобразному использованию средств языка.
Способствует обогащению речи и публицистический стиль, характеризующийся тенденцией к устранению речевых штампов, к оживлению повествования свежими словесными оборотами. В газетной публицистике быстрее, чем где бы то ни было, находят отражение изменения, происходящие в разговорной речи, что способствует их закреплению в общем употреблении. Многие слова и сочетания, употребляясь в публицистике, приобретают социально оценочное значение и расширяют свою семантику. Так, слово «импульс» («внутреннее побуждение, толчок к чему-либо, обусловленный деятельностью нервных возбудителей») в газетной речи приобрело положительную оценку и специализированное значение: «то, что ускоряет что-либо, способствует развитию» (импульс к творчеству; могучий импульс).
В научной речи выбор языковых средств полностью подчинен логике мысли. Это речь строго обдуманная, систематизированная, призванная точно, логически последовательно выражать сложную систему понятий с четким установлением взаимоотношений между ними. Научный стиль в определенной степени способствует обогащению языка, прежде всего, за счет лексики и словосочетаний терминологического характера.
Официально-деловой стиль с его стандартизацией, словесными формулами, штампами, трафаретами, облегчающими общение в области правовых отношений, самый бедный, однообразный, по сравнению с другими. Но надо помнить, что стандартизация в официально-деловом стиле должна иметь разумные пределы.
Планы практических занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи»
I. Собеседование по вопросам:
- Как влияют на произношение стили произношения?
- Трудности произношения гласных [o] и [e] под ударением.
- Трудности произношения согласных в словах иноязычного происхождения.
- В чем заключаются особенности постановки ударения в русском языке?
- Каковы распространенные ошибки в постановке ударения при произношении имен существительных, прилагательных, глаголов?
II. Выполнение упражнений:
1. Расставьтеударения в фамилиях деятелей русской культуры. Засправками обращайтесь к "Словарюударений русского языка".
Бальмонт Константин — поэт;
Иванов Александр — художник;
Иванов Всеволод — писатель;
Искандер — псевдоним А. И. Герцена;
Искандер Фазиль — писатель;
Коненков Сергей — скульптор;
Кустодиев Борис — художник;
Лажечников Иван — писатель;
Лысенко Николай — композитор;
Лысенко Трофим — биолог;
Майков Аполлон — поэт;
Майков Василий — поэт;
Новиков Николаи— русский просветитель;
Новиков Анатолий — композитор;
Новиков Иван — писатель и литературовед;
Ожегов Сергей— языковед;
Обухова Надежда— певица;
Одоевский Владимир —писатель
2. О6ъясните значения слов с разными ударениями, составьте словосочетания.
Атлас— атлас,
броня— броня,
видение — видение,
ирис — ирис,
ккрка — ккрка,
клубы — клубы,
кредит — кредит,
лоскут— лоскут,
мокрота – мокрота
3..От следующих существительных образуйте родительный падеж и расставьте ударения:
Бинт, бант, герб, дверь, гуляш, гусь, жезл, клок, ксёндз, торт, унт, ясли.
4. От данных качественных прилагательных образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения. Расставьте ударения.
Белый, глупый, дорогой, естественный, здоровый, красный, красивый, круглый, легкий, острый, полный, сильный, смешной, смелый, тяжелый, хитрый, четкий, ясный.
5.Выпишите прилагательные в сравнительной степени, образуйте краткие формы и расставьте в них ударения.
Ты прекрасна, спору нет; Но царевна всех милее, Всех румяней и белее (А. Пушкин).
6.Расставьте ударения в неопределенной форме глагола.
Багроветь, баловать (-ся), бронировать (покрывать броней), бронировать (закреплять), группировать, заиндеветь, закупорить, заржаветь, кашлянуть, лиловеть, морщить (лоб), морщить (об одежде), нормировать, обезумить, облегчить, опошлить, откупорить, плесневеть, принудить, ржаветь, соболезновать, уведомить, удить, ходатайствовать, экипировать.
7.Образуйте формы прошедшего времени возвратных глаголов и расставьте в них ударения.
Браться, взвиться, взяться, влиться, гнаться, даться, драться, заняться, зваться, оторваться, подняться, подраться, приняться, прорваться, родиться, сорваться.
8.Определите, в каких словах двойной согласный не произносится, в каких сохраняется и в каких допускается вариантное произношение.
1.Ассамблея, ассорти, терраса, грамм, диссонанс, касса, анналы, корректура, Геннадий, масса, ассимиляция,
массивный, аллея, параллельный, симметричный, атташе,
аттракцион, манна (небесная), грипп, гриппозный,
2.Ассоциация, ассортимент, ассистент, металл, Анна,
аннотация, ассирийцы, ванна, террор, территория, корреспондент, тоннель, иррегулярный, диссимиляция, суббота,
субботний, балласт, грамматический, гамма.
3.Диссертант, группировать, миллион, миллиард, палаццо, диффузия, беллетристика, аккуратный, аттестат,
классный, программный, ирреальный, аккордеон, целлофан, баллотировать, марокканский, аннибалова (клятва).
9.В каких словах иноязычного происхождения сохраняется безударный звук [о]?
1.Ароматный, баобаб, бордо, досье, зоолог, коммюнике, концертный, кооперация, колледж, модель, ноктюрн,
поэт, оратор, тореадор, трио, фойе, шоссе.
2.Бон, бокал, бордовый, вето, болеро, конкретный, концерт, коттедже, оазис, портфель, поэзия, поэтесса, роман,
сомбреро, соната, сонет, трио, хаос.
10. В каких именах собственных сохраняется безударный звук [o]?
БоккаччоДжованни, Вольтер, Доде, Мольер,Ромен Роллап, Роден, Россини, Флобер, Шопен.
11. Мягко или твердо произносятся в современном литературном языке согласные перед звуком [э] в следующих заимствованных словах? В каких словах допускается вариантное
произношение?
Айсберг, бактерия, безе, деликатес, дельта, декан, депрессия, интеллект, интервью, кофе, кодекс, кратер, кредо, крейсер, критерий, модель, музей, неологизм, нетто, одесский, орхидея, патент, патетика, пантера, пенсне, сессия, свитер, синтез, тент, терапевт, термин, термос, тест, фланель,.
12.Произнесите следующие слова. Возможны ли варианты произношения?
1.Булочная, конечно, молочный, скучно, нарочно, пустячный, сливочный, яичница, прачечная, молочница, ячневая, Ильинична, скворечник, беспорядочный.
2.Подсвечник, будничный, войлочный, селедочница, девичник, горничная, гречневый, непорядочный, перечница,
спичечный, к шапочному разбору.
13.Какой звук ([о] или [э]) произноситсяпод ударением в следующих словах?