Обучение работе над формулировкой правила
У: Давайте посмотрим правило в учебнике и проверим, правильно ли мы его сформулировали. Посмотрите на слайд:
Буква ы после ц пишется в окончаниях существительных (огурцы, курицы), и в суффиксе -ын прилагательных (лисицын, сестрицын).
Кроме того, цы пишется в словах цыган, цыпленок, цыпочки, цыц, и в других словах того же корня (цыганский, цып-цып, на цыпочках, цыкать и т.п.).
В остальных случаях пишется ци, например: станция, цитата, цирк, цифра, цирюльник, цимбалы, циновка, медицына.
Прочитайте это утверждение. На сколько частей его можно разделить?
У: Прочитайте эти части.
Д: читают
У: О чем говорится в 1 части?
У: О чем говорится во 2 части?
У: О чем говорится в 3 части?
У: Приведите свои примеры.
(дети приводят свои примеры к утверждению)
У: Я утверждаю, что слова ц…лина, ц…на на это же правило. Вы согласны со мной? Докажите.
Д: Нет.
Развертывание нового способа действия при составлении памятки
У: Ребята, перед вами на парте лежат схемы, возьмите и рассмотрите их. Опираясь на анализ упражнения, которое мы только что выполнили, вы должны будете заполнить эту схему.
ЦЫ | ЦИ |
У: Что именно мы должны записать в пустые клетки?
Д: условия действия нормы
У: Опираясь на слайд, заполните эту схему самостоятельно.
Д: (заполняют схему, сверяясь со слайдом)
Слайд для проверки:
ЦЫ | ЦИ |
в окончании слова | в корне слова |
в суффиксе ЫН | В буквосочетании -ЦИЯ |
В словах-исключениях: цыц, цыган, цыпленок, на цыпочках, цыкнуть |
У: Эту таблицу вклейте в тетрадь дома, и она будет служить для вас памяткой.