Обучение работе над формулировкой правила

У: Давайте посмотрим правило в учебнике и проверим, правильно ли мы его сформулировали. Посмотрите на слайд:

Буква ы после ц пишется в окончаниях существительных (огурцы, курицы), и в суффиксе -ын прилагательных (лисицын, сестрицын).

Кроме того, цы пишется в словах цыган, цыпленок, цыпочки, цыц, и в других словах того же корня (цыганский, цып-цып, на цыпочках, цыкать и т.п.).

В остальных случаях пишется ци, например: станция, цитата, цирк, цифра, цирюльник, цимбалы, циновка, медицына.

Прочитайте это утверждение. На сколько частей его можно разделить?

У: Прочитайте эти части.

Д: читают

У: О чем говорится в 1 части?

У: О чем говорится во 2 части?

У: О чем говорится в 3 части?

У: Приведите свои примеры.

(дети приводят свои примеры к утверждению)

У: Я утверждаю, что слова ц…лина, ц…на на это же правило. Вы согласны со мной? Докажите.

Д: Нет.

Развертывание нового способа действия при составлении памятки

У: Ребята, перед вами на парте лежат схемы, возьмите и рассмотрите их. Опираясь на анализ упражнения, которое мы только что выполнили, вы должны будете заполнить эту схему.

ЦЫ ЦИ
   
   
   

 

У: Что именно мы должны записать в пустые клетки?

Д: условия действия нормы

У: Опираясь на слайд, заполните эту схему самостоятельно.

Д: (заполняют схему, сверяясь со слайдом)

Слайд для проверки:

ЦЫ ЦИ
в окончании слова в корне слова
в суффиксе ЫН В буквосочетании -ЦИЯ
В словах-исключениях: цыц, цыган, цыпленок, на цыпочках, цыкнуть  

 

 

У: Эту таблицу вклейте в тетрадь дома, и она будет служить для вас памяткой.