Система органов исполнительной власти РФ

Классификация органов исполнительной власти

Органы исполнительной власти

 

Орган исполнительной власти - это политическое учреждение, созданное для осуществления функций этой власти и наделенное с этой целью государственно-властными полномочиями.

Органы исполнительной власти обособлены:

1. Организационно, т.е. они не входят в состав какой-либо иной организации, не являются ее структурными подразделениями.

2. Функционально, т.е. их главное предназначение – осуществление исполнительно-распорядительной деятельности в экономической, политической, социальной сферах.

3. Юридически, т.е. эти органы имеют свою компетенцию, закрепленную в нормативно-правовых актах и не производную от компетенции какого-либо иного органа.

1. В соответствии с федеративным государственным устройством различают:

- Федеральные органы исполнительной власти.

- Органы исполнительной власти субъектов РФ.

2. По организационно-правовым формам различают:

- Правительство.

- Советы министров, имеющие статус правительств.

- Министерства.

- Агентства.

- Службы.

- Комитеты.

- Главные управления.

- Управления.

- Инспекции.

- Департаменты.

- Администрации.

- Мэрии.

- Отделы и т.д.

3. По характеру компетенции выделяют:

- органы общей компетенции;

- органы отраслевой компетенции;

- органы межотраслевой компетенции;

- органы внутриотраслевой компетенции.

Органы общей компетенции руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей или сфер управления, осуществляя там экономическое и социальное развитие.

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственными им отраслями.

Органы межотраслевой компетенции выполняют общие специализированные для всех отраслей и сфер управления функции.

Органы внутриотраслевой компетенции – руководят в рамках отрасли порученным участком работ.

4. По прядку разрешения подведомственных вопросов различают:

- Единоначальные органы.

- Коллегиальные органы.

Единоначальными являются органы, в которых решающая власть по всем вопросам данного органа принадлежит возглавляющему данный орган руководителю. Например – министерства, администрация субъекта РФ.

Коллегиальными являются органы, в которых приоритет принятия решений принадлежит группе лиц. В таких органах решения принимаются большинством членов в сочетании с персональной ответственностью за исполнение принятых решений и руководство полученным участком работ.

Сочетание единоначальных и коллегиальных органов выражается в функционировании коллегий при единоначальном органе. По статусу коллегии относятся к совещательным органам, решения которых воплощаются в жизнь приказами и распоряжениями руководителя. В состав коллегии, как правило, входят руководители соответствующего органа и их заместители.

5. Правительством могут создаваться:

- консультативные органы в виде Совето. Решения этих органов реализуются посредством подписания решений правительства;

- координационные органы – в виде комиссий со статусом правительственных и межведомственных.

Правительственные комиссии создаются для рассмотрения и подготовки вопросов по общегосударственным проблемам.

Межведомственные комиссии, рассматривают вопросы, требующие межведомственной, межотраслевой координации.

Создаваемые Правительством РФ консультативные и координационные органы занимают особое организационно-правовое положение, т.к. являются вспомогательными органами органов исполнительной власти.

 

Система органов исполнительной власти РФ создается в соответствии с конституционным разграничением полномочий в этой области (области исполнительной власти) между РФ и е субъектами:

- К ведению РФ относят установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации, деятельности, формирования федеральных органов исполнительной власти.

- В совместном ведении РФ и ее субъектов находится установление общих принципов организации системы государственных органов государственной власти РФ.

- В ведении субъектов РФ находится установление системы органов исполнительной власти субъектов РФ, порядок их организации и деятельности в соответствии с федеральными законами.

Система органов исполнительной власти – это их совокупность и взаимосвязи.

Структура органов исполнительной власти – это их внутреннее устройство и организация.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 “О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти” в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр).

Федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.