Система органов исполнительной власти РФ
Классификация органов исполнительной власти
Органы исполнительной власти
Орган исполнительной власти - это политическое учреждение, созданное для осуществления функций этой власти и наделенное с этой целью государственно-властными полномочиями.
Органы исполнительной власти обособлены:
1. Организационно, т.е. они не входят в состав какой-либо иной организации, не являются ее структурными подразделениями.
2. Функционально, т.е. их главное предназначение – осуществление исполнительно-распорядительной деятельности в экономической, политической, социальной сферах.
3. Юридически, т.е. эти органы имеют свою компетенцию, закрепленную в нормативно-правовых актах и не производную от компетенции какого-либо иного органа.
1. В соответствии с федеративным государственным устройством различают:
- Федеральные органы исполнительной власти.
- Органы исполнительной власти субъектов РФ.
2. По организационно-правовым формам различают:
- Правительство.
- Советы министров, имеющие статус правительств.
- Министерства.
- Агентства.
- Службы.
- Комитеты.
- Главные управления.
- Управления.
- Инспекции.
- Департаменты.
- Администрации.
- Мэрии.
- Отделы и т.д.
3. По характеру компетенции выделяют:
- органы общей компетенции;
- органы отраслевой компетенции;
- органы межотраслевой компетенции;
- органы внутриотраслевой компетенции.
Органы общей компетенции руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей или сфер управления, осуществляя там экономическое и социальное развитие.
Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственными им отраслями.
Органы межотраслевой компетенции выполняют общие специализированные для всех отраслей и сфер управления функции.
Органы внутриотраслевой компетенции – руководят в рамках отрасли порученным участком работ.
4. По прядку разрешения подведомственных вопросов различают:
- Единоначальные органы.
- Коллегиальные органы.
Единоначальными являются органы, в которых решающая власть по всем вопросам данного органа принадлежит возглавляющему данный орган руководителю. Например – министерства, администрация субъекта РФ.
Коллегиальными являются органы, в которых приоритет принятия решений принадлежит группе лиц. В таких органах решения принимаются большинством членов в сочетании с персональной ответственностью за исполнение принятых решений и руководство полученным участком работ.
Сочетание единоначальных и коллегиальных органов выражается в функционировании коллегий при единоначальном органе. По статусу коллегии относятся к совещательным органам, решения которых воплощаются в жизнь приказами и распоряжениями руководителя. В состав коллегии, как правило, входят руководители соответствующего органа и их заместители.
5. Правительством могут создаваться:
- консультативные органы в виде Совето. Решения этих органов реализуются посредством подписания решений правительства;
- координационные органы – в виде комиссий со статусом правительственных и межведомственных.
Правительственные комиссии создаются для рассмотрения и подготовки вопросов по общегосударственным проблемам.
Межведомственные комиссии, рассматривают вопросы, требующие межведомственной, межотраслевой координации.
Создаваемые Правительством РФ консультативные и координационные органы занимают особое организационно-правовое положение, т.к. являются вспомогательными органами органов исполнительной власти.
Система органов исполнительной власти РФ создается в соответствии с конституционным разграничением полномочий в этой области (области исполнительной власти) между РФ и е субъектами:
- К ведению РФ относят установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации, деятельности, формирования федеральных органов исполнительной власти.
- В совместном ведении РФ и ее субъектов находится установление общих принципов организации системы государственных органов государственной власти РФ.
- В ведении субъектов РФ находится установление системы органов исполнительной власти субъектов РФ, порядок их организации и деятельности в соответствии с федеральными законами.
Система органов исполнительной власти – это их совокупность и взаимосвязи.
Структура органов исполнительной власти – это их внутреннее устройство и организация.
В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 “О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти” в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр).
Федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.
Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.