Тема 2. Офис современного туристического предприятия.

2.1. Роль и значение ИТ для турбизнеса.

Сфера туризма одна из наиболее динамично развивающихся в экономике многих стран, в том числе и в России. Туризм предполагает не только финансовые, но и интеллектуальные, и информационные и многие другие вложения. Огромный массив информации, подбор, эффективное использование, хранение, передача и, конечно, защита являются важным фактором развития, нормального функционирования и конкурентноспособности любого предприятия сферы туризма. Правильное и эффективное использование ИТ технологий и ресурсов – залог успеха. На первый план выходит умение использовать специализированные программные продукты и возможности глобальных компьютерных сетей. Широко применяются ИТ в сфере бронирования, резервирования, интегрирования коммуникационных сетей, систем мультимедиа, Smart Cards, информационных систем менеджмента. Важное место в этой линейке занимают технологии продвижения туристических услуг и продуктов, т.е. маркетинг, реклама, которые обеспечивают расширение клиентской базы. Важное направление, где ИТ оказывают влияние на сервис и туризм компьютерные системы резервирования: computer reservation sistem главная задача которых в оптимизации бронирования в режиме реального времени. Самыми популярными на российском рынке являются системы Amadeus, Galileo, Saber, Worldspan и другие. Ещё одним из важных направлений является использование технологий мультимедиа, т.е. каталоги, брошюры, справочники, выпускаемые в том числе и на компакт – дисках и размещаемые в интернет – сети. Мультимедиа выполняют не только справочную, но и познавательную функцию, позволяя клиенту сэкономить время и выбрать максимально желаемый вариант.

Туристические информационные системы – вид ИТ, который позволяет осуществлять ввод, редактирование и хранение информации о турах, гостиницах, заявках клиентов. Данные системы работают с различной документацией: анкетами, списками гостиниц, описаниями туров, списками туристов и т.п. Производится расчёт стоимости, скидок, контролируют оплату, формируют финансовую отчётность, осуществляю возможность использования данных в программных продуктах Word, Excel.

2.2. Локальные сети. Их виды, преимущества и способы установки.

Локальная сеть – ЛС или локальная вычислительная сеть, in English – Local area network or LAN – это компьютерная сеть, охватывающая небольшую по объёму территорию объектов подключения (офис, организацию, фирму и т.п.) и обеспечивающая работу с поступающей и имеющейся информацией. Примерно такой же, как ни странно, формат имеют и космические сети.

Управляет и следит за работой подобной сети системный администратор, работа его строго регламентирована и всегда ведётся журнал операций.

В качестве средств подключения используются к ЛС встречаются витые пары, т.е. медные проводники, оптоволоконные кабели, т.е. оптические проводники и беспроводная связь (на базе радиоволн).

Последние ЛС объединяет то, что они могут объединяться с другими ЛС через специальные шлюзы и подключаются к Интернету. Могут использоваться маршрутизаторы (в том числе и беспроводные), коммутаторы, модемы, сетевые адапторы.

ЛС отличаются по типологии, т.е. по конфигурации и расположению компьютера относительно друг друга и способу соединения линий связи между ними.

Выделяются три основные топологии ЛС:

1) Шина или (bus) – ПК подключаются к параллельно к одной линии связи и инфо с каждого ПК передаётся одновременно всем компам данной ЛС.

2) Звезда или (star), у которой два типа (истинная) включает в себя центральный ПК, к которому присоединяются другие с отдельной связью и,

3) Пассивная звезда применятся в Ethernet и звездой фактически не является. В цент этой схемы помещён не компьютер, а коммутатор, т.е. специальное устройство, которое восстанавливает входящие сигналы и перенаправляются конкретному получатель;

4) Кольцо (ring) – типология ЛС, когда компьютеры данной сети последовательно объединены в кольцо. Но информация передаётся только в одном направлении, по цепочке, от одного ПК к другому…, т.е. любые операции от предыдущего к следующему.

2.3. Стандартное программное обеспечение офиса туристического предприятия. Оборудование и информационные системы управления компании

ПО или программное обеспечение – это компьютерные программы и данные, предназначенные для решения определённых задач.

Системное ПО – основа работы ПО, к которой добавляется прикладное ПО, т.е. набор различных программ, выбор которых зависит от специфики деятельности. Прикладное ПО в свою очередь бывает стандартным и специальным. Специальное – диктуется отраслью или сферой использования. Стандартное идёт с любым компьютером. Пакет Microsoft и программ и продуктов других производителей, которые позволяют работать с информацией разного вида и типа.

Главная задача и стандартного и специального ПО – это обеспечение в совокупности эффективного взаимодействия и внутри турфирмы и за её пределами во внешней среде, а именно:

1)создание и ведение архивов и баз данных в едином информационном пространстве;

2)оперативная обработка и передача информации;

3)стандартизированные технологии проведение операций;

4) серьёзное уменьшение времени на принятие решений.

Для каждой компании, в том числе и туристической автоматизация процесса работы с информацией требует определённых материальных затрат. Причём, программное обеспечение, особенно узкоспециального характера всегда стоит дороже.

IP – телефония – технология связи двух автономных структур: телефонии и сети Интернет, что стало возможным при создании технологии шлюза или gateway.

Веб – телефон вид весьма полезной связи для тех, кто живёт в Интернете.

Связь телефон – компьютер полезна при необходимости срочного звонка абоненту.

Видеосвязь позволяет видеть друг друга во время разговора. При этом экономятся временные и финансовые ресурсы при сокращении числа деловых поездок; возникает возможность общаться с коллегами и партнерами при обсуждении вопросов любой сложности. Сеть видеосвязи – телекоммуникационная система, состоящая из абонентских комплексов, программного обеспечения и транспортной среды, обеспечивающей видеотрафик в реальном времени между удаленными устройствами и конечно совместное использование прикладных программ.

2.4. Информационная безопасность компьютерной сети. Защита данных.

Информационная безопасность – это состояние защищённости информационной среды. Конфиденциальность информации – обеспечение доступа к информации только зарегистрированным пользователям; целостность как обеспечение достоверности и полноты информации и методов её обработки. И наконец, доступность-обеспечение доступа к информации и связанным с ней активам авторизованных пользователей по мере необходимости.

Защита информации как деятельности – мероприятия по предотвращению утечки информации от несанкцианированных воздействий.

Резюмируя, информационная безопасность – это отсутствие недопустимого риска и утечек информации. Под безопасностью автоматизированной информационной системы принято понимать наличие конфиденциальности, доступности, целостности, подотчётности и подлинности ресурсов информационной системы.

На каждом предприятии, где имеется конфиденциальная безопасность, обязательно принимается корпоративный стандарт информационной безопасности. Определяется круг сотрудников, которые допускаются к конфиденциальной информации. И, конечно, со стороны Государства вопросами информационной безопасности занимается соответствующий комитет Госдумы, ФСБ, федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК), МВД, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Имеется много систем классификации информации, но в разном порядке предлагается в общем одно и тоже, а именно:

1)средства защиты от несанкционированного доступа, т.е. средства авторизации, мандатное управление доступом, избирательное управление доступом, управление доступом на основе ролей, журналирование или аудит;

2)системы анализа и моделирования информационных потоков (Case - системы);

3)системы мониторинга сетей: системы обнаружения и предотвращения вторжений (IDS/IPS), АНАЛИЗАТОРЫ ПРОТОКОЛОВ, АНТИВИРУСНЫЕ СРЕДСТВА, МЕЖСЕТЕВЫЕ ЭКРАНЫ;

4)криптографические средства: шифрование, цифровые подписи;

5)системы резервного копирования;

6)системы бесперебойного питания, источники такого питания, резервирование нагрузки, генераторы напряжения;

7)системы аутентификации: пароли, сертификаты, биометрия и пр.;

8)средства предотвращения взлома корпусов и краж оборудования;

9)средства контроля доступа в помещения;

10)инструментальные средства анализа систем защиты: мониторинговый программный продукт.