Тема 1. Информационные технологии в современном мире.
1.1.Информатизация как один из факторов глобализации мировой экономики.
Глобализация – процесс интеграции человечества во всех сферах его деятельности: экономике, политике, культуре. Одной из причин глобализации является появление так называемой инфосферы – мирового информационного поля, которое распространяется благодаря новейшим информационным технологиям. Информатизация расширяет возможности человека в абсолютно любом виде деятельности, позволяет бесконечно расширить его возможности во всех сферах применения человеческого разума.
Глобализации способствуют следующие возможности:
1)спутниковые системы связи;
2)телефонная связь сегодняшнего цифрового уровня;
3)информационно – коммуникативные сети, наиболее известной из которых является Интернет;
4)модернизированные средства массовой коммуникации, что позволяет улучить процесс обмена информации.
1.2.Компьютерные сети как главное средство современной коммуникации.
Коммуникация – процесс обмена информацией между субъектами при помощи символов, кодов и обратной связи. Приём информации осуществляется путём каналов коммуникации, а именно: письмо, чтение, слушание, визуальное восприятие, в следствие чего выделяют традиционно печатные, видео и аудиокомуникации.
Компьютерные коммуникации – универсальный современный канал передачи информации и данных от адресанта к адресату. Вне зависимости от расстояния, компьютеры организуются в сеть, т.е. систему, в которой каждый компьютер, имею свою память и свои возможности, увеличивает всё это многократно, т.к. пользуется сетевыми ресурсами. Сети в свою очередь подразделяются на одноранговые и с выделенным сервером, в данном случае всё зависит центральный компьютер главный или в сети все компьютеры равны.
Сервер – узел сети, предоставляющий собственные ресурсные возможности другим узлам. При этом сервер чужие ресурсы не использует. Клиент – узел сети (рабочая станция), не предоставляющий свои ресурсы в сеть, лишь использующий их.
Компьютерные сети классифицируются по масштабу и охвату коммуникантов:
1)корпоративная сеть соединяет пользователей локальной сети одной организации;
2)региональная сеть соединяет узлы и локальные сети в рамках региона и решения его задач;
3)глобальные сети – соединяют рабочие станции на большом расстоянии друг от друга (в рамках больших стран, нескольких стран и континентов). Глобальная сеть не управляется единым центром, в её основе лежат многочисленные компьютеры, которые осуществляют взаимодействие посредством каналов связи.
1.3.Информационные технологии: понятие, сущность, виды.
В РФ данная сфера регулируется ФЗ № 149 от 27 июля 2006 года “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, в котором содержатся определённые понятия, принятые в данной сфере человеческой деятельности.
Необходимо владеть следующими понятиями, которыми оперирует данный закон:
1)информация – сведения (сообщения, данные)независимо от формы их представления и существования;
2)информационные технологии – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
3)информационная система – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий и технических средств;
4)информационно-телекоммуникационная сеть – техносистема, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств IT-техники;
5)обладатель информации – лицо, самостоятельно создавшее информацию, либо, получившее её на основании законного договора по определённым признакам;
6)доступ к информации – возможность получения информации и её использования;
7)конфиденциальность информации – обязательное для любого пользователи и исполнителя, имеющего доступ к инфо требование не передавать определённую информацию без согласия её обладателя;
8)предоставление информации – действия, направленные на получение информации определённым кругом лиц или передачу информации определённому кругу лиц;
9)распространение информации – действия, направленные на получение информации неопределённым кругом лиц или передачу информации неопределённому кругу лиц;
10)электронное сообщение – информация, переданная или полученная пользователем информационно – телекоммуникационной сети;
11)документированная информация – зафиксированная на материальном носителе путём документирования информация с реквизитами, позволяющими определить информация, закреплённую законодательными актами;
12)оператор инфо системы – гражданин или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по предоставлению, использованию информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в базе данных.
Информационные технологии (IT) это всегда процедура поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления и, конечно, распространения, т.е. продажи в качестве продукта, информации, что обязано способствовать повышению эффективности развития в той или иной сфере деятельности человечества.
Все IT современные делятся на традиционные и современные, конечно, условно, т.к. определения не успевают за развитием ни технических средств, ни продуктов на их основе созданных.
ИТ на разных этапах развития человеческой цивилизации были представлены разными видами – от создания письменности, изобретения книгопечатания, телефона, телеграфа, радио, телевидения, компьютера и технологий и проч. Здесь, правда, необходмо отличать качественное отличие интеллектуальной деятельности от деятельности информационной. В связи с чем главными инструментами реализации ИТ являются аппаратное, программное и , конечно, математическое обеспечение, что всё в совокупности позволяет трансформировать информацию в новое максимально унифицированное и бытовое качество.
Можно сделать вывод, что информационные технологии – это процесс выполнения чётких правил и операций с первичными данными для получения и развития для пользователя информации.
Что касается базовых ИТ – это технические средства, предназначенные для организации процесса переработки и передачи информации.
Предметные технологии ИТ используются в профессиональных областях (финансовой, статистической и конечно в туристской сфере), поскольку устанавливается связь и последовательность действий по получению конкретного результата в конкретной сфере деятельности.
Обеспечивающие информационные технологии применяются с целью обработки информации, т.е. это либо различные платформы с проблемой конкретной тематической интеграции, в случае чего применяется единый стандартный интерфейс.
Существует так называемая функциональная информационная технология, т.е. готовый программный продукт, который создается с целью автоматизации задач в определённой области или заданной технической среде.
Функциональная информационная технология как готовый продукт или его часть создаётся с целью автоматизации задач в определённой области и заданной технической среде…
По признаку типа обрабатываемой информации ИТ делят на:
1. ИТ по обработке данных, т.е системы программирования или электронные таблицы (СУБД);
2. ИТ по обработке текстовой информации;
3. ИТ по обработке графики;
4. ИТ по обработке анимации, видео, звука и пр.;
5. ИТ по обработке знаний, а именно экспертные системы.
6. В совокупности все эти ИТ образовывают интегрированную систему с огромной возможностью обработки различных видов информации.
ИТ имеют системный и прикладной интерфейс.
Под интерфесом понимаем:
1)аппартно –программные средства, обеспечивающие графическое отображение и обмен информацией.
2)системный интерфейс является набором приёмов взаимодействия с компьютером при помощи операционной системы, реализуемой возможно с настройкой.
Командный интерфейс наиболее прост в обращении и осуществляет системное приглашение для ввода команды.
Интерфейс WIMP windows image menu pointer-высвечивает образы прогамм и меню действий. И выбор иконы с помощью указателя конечно.
Интерфейс speach image language knowledge перемещает запрос от одного поискового образа по смысловым семантическим связям.
Прикладной интерфейс реализует некоторые функциональные информационные технологии.
Резюмируя:
Посредством ИТ возможно:
1) сетевое взаимодействие;
2) взаимодействие уровня носителей информации.
3) распределение базы данных, обработка данных.