Допуски на шпоночные и шлицевые соединения

Классификация размерных цепей

1) по области применения:

Ø конструкторская – решает задачу обеспечении прочности при конструкции изделия;

Ø технологическая – решает задачу обеспечении прочности при изготовлении изделия;

Ø измерительная – решает задачу обеспечения прочности при изменении величин, характеризующая точность изделий.

2) по месту в изделии:

Ø детальная – определяет точность относительного положения поверхностей или осей одной детали;

Ø сборочная – определяет точность относительного положения деталей, входящих в сборочную единицу.

3) по расположению звеньев:

Ø линейная – звенья являются линейными размерами;

Ø Угловая – звенья являются угловыми размерами;

Ø Плоская – звенья расположены в одной плоскости;

Ø Пространственная.

4) по характеру звеньев: скалярная, векторная, комбинированная.

5) по характеру взаимных связей:

Ø параллельно связанные – размеры цепи имеет хотя бы одно общее звено;

Ø независимые – размеры цепи не имеют общего звена.

Существуют понятия:

Увеличивающее звено – звено, с увеличением которого увеличивается замыкающее звено.

Уменьшающее звено – звено, с уменьшением которого уменьшает замыкающее звено.

Для заданной размерной цепи выявим составные и замыкающие звенья.

Размерная цепь является конструкторской, сборочной, линейной, она состоит из составляющих звеньев А1, А2, А3, А4, А5 и замыкающего звена Аn.

Замыкающим звеном является зазор между торцом вала и втулкой. Звено А1 является увеличивающим, т.к. если его увеличить, то увеличится замыкающее звено Аn. Звенья А2 – А5 являются уменьшающими, т.к. с их увеличением уменьшается замыкающее звено Аn.

Существует следующие способы достижения заданной точности замыкающего звена:

1) метод полной взаимозаменяемости;

2) вероятностный метод;

3) групповой взаимозаменяемости;

4) метод пригонки;

5) метод регулирования.

Аi Номинальный размер i Допуск по 11 квалитету Допуск по 12 квалитету Середина поля допуска
А1 2,52 150 Н+0,25 150 H 12+0,4 0,2
А2 1,56 48 h 11-0,16 48 h 12-0,25 -0,125
А3 0,9 - - -
А4 2,51 82 h 12-0,35 82 h 12-0,35 -0,175
А5 0,9 9 h 11-0,9 0,9 h 12-0,15 -0,075
Аn 10,3-0,7       -0,2

Решаем прямую задачу, т.е. назначаем допуски и предельные отклонения на составные звенья размерной цепи.

Среднюю точность составных звеньев определяем по числу единиц допуска.

a = TAn/Eki=1ik = 1000/2,52 + 1,56 + 0,9 + 2,51 + 0,9 = 119,19

TAn – допуск замыкающего звена; TAn = 1мм =1000мкм.

Выбираем ближайший квалитет в сторону увеличения точности с полем по таблице 7 – IT = 11 (a = 100)

Номинальный размер определяется по формуле:

An = ЕАi ув = ЕАi ум; An = 150 – (48+10+82+90) = 1мм

Предыдущее отклонение и допуск увязывающего звена определяется:

ЕSAn = AnmaxAn = 1,3 – 1 = 0,3; EIAn = Anmin – An = 0, 3 – 1 = - 0,7

Допуск к предыдущему отклонению увязывающего звена определяется:

ТА3зв2ТAn = ЕТАiув – ЕТАiум = 1 – 0,28 – (0,16 + 0,22 + 0,09) = 0,28

ЕSA3ув = ЕЕIAi – EESAiум – EIAn = 0 – 0 – (-0,7) = 0,7

EIA3ув = EESAiув – EEIAiум – ESAn= 0,25 – (-0,16 – 0,22 - 0,09) – 0,3 = 0,42.

Проверка: TA увяз = ES – EI = 0,7 – 0,42=0,28

A3 = 10+0,7+0,42

Решаем задачу вероятным методом, используя вероятность методического расчёта и способ равной точности составляющих звеньев, среднюю точность составных звеньев определим по числу единиц допуска.

Принимаем, что распределение размеров составных звеньев размерной цепи подчиняется закону:

a = TAn/ (Eki=1 ik2)1/2 =1000 / ((2,52)2+(1,56)2+(0,9)2+(2,51)2+(0,9)2)1/2=244.

Определим наибольший точный ближний квалитет, использую таблицу 7 – IT=12 (a=160). Назначаем поля допусков для охватывающих звеньев по Н12, а охватываемых по h12.

Величина допуска увеличивающего звена:

TA3ув = (TAn2 – E TAi2ув – E TAi2ум)1/2 = (1- 0,16 - 0,2075)1/2 = 0,795

Определяем предыдущее отклонение увяз. звена находятся через координаты середин: EmAi = (ESAi – EIAi)/2.

Шпоночные и шлицевые соединения в основном служат для передачи вращающихся моментов между валами и посаженными на них полумуфтами, зубчатыми колесами, рукоятками управления и другими деталями (втулки – охватывающей детали).

Независимо от характера соединения шпонки и шлицы должны обеспечивать хорошее центрирование и исключать относительное проворачивание соединённых деталей, поэтому боковые зазоры у шпонок и шлицев нежелательны.

Получить шпоночные и шлицевые соединения с идеальным центрированием и без зазоров по боковым сторонам шпонок и шлицев практически не возможно и не всегда требуется по условиям работы.