Территориальное районирование.
Лекция №2
Сам процесс деления территории на составляющие – процесс районирования.
Бывает:
- целевое
- проблемноориентированное.
Существует 3 вида районирования:
- административно-тррииториальное (формирует структуру административно-территориального деления страны. Представляет собой сплошное районирование – если мы сложим составляющие то получим территорию в целом. На территории России указом президента с мая 2000 года образовано 7 федеральных округов, в 2010 году произошло выделение 8 федерального округа,
- обще-экономическое – то же самое. Представляет собой сплошное районирование – если мы сложим составляющие, то получим территорию в целом
- проблемное районирование – дискретное. Не может вся страна быть одновременно одинаково проблемной.
Федеральные округа не затрагивая основное (конституционное) административно-территориальное деление, является формой укрепления вертикали государственной власти и объектом централизованного управления в современной России.
Руководящие органы федеральных округов наделены определенными полномочиями и функциями, делегированными им президентом РФ. Во главе округа стоит полпред.
Районирование осуществляется с определенной целью. В основе создания округов лежит определенная цель – укрепление вертикали власти.
Цель формирования конституционного административно-территориального деления – повышение эффективности управления.
Возглавляют – органы власти субъектов федерации.
До 2006 года субъектов федерации было 89. Сейчас их 83. Это связано с попыткой преодолеть ряд проблем.
Несмотря на то, что административно-территориальная структура России, сформировалась опираясь на историческое прошлое, выделяют 3 проблемы административно-территориального районирования:
1 проблема: Регионы резко различаются по территории численности населения экономическому потенциалу, но тем не менее принадлежат одному уровню государственному районирования, поскольку имеют политико-административный статус субъекта федерации.
Нет двух одинаковых по своим природным и экономическим характеристикам субъектов. Но при этом, несмотря на отличия, все равно они имею равный статус, а органы власти наделены равными полномочиями.
2 проблема: Спецификой Российского административно-территориального районирования является его осуществление на основе 2 критериев одновременно:
- по территориальному субъекту
а) край
б) область
в) города федерального значения.
- по национальному критерию
а) республика
б) автономный округ
в) автономная область
Смешанный принцип построения является причиной конфликтов и противоречий из-за различия задач при равенстве полномочий.
3 проблема: Российский парадокс. – Нигде в мире такого прецедента нет. на территории страны при конституционном закреплении равенстве прав автономные округа (за искл. Чукотского) входят в состав другого субъекта РФ. Но в соответствии с конституцией и целая территория являются равноправными субъектами федерации. Однако в экономическом планировании автономные округа самостоятельно не рассматриваются, а учитываются в составе краев и областей. Часть субъектов выделенных по национальному критерию включаются в субъекты, выделенные по территориальному признаку. Но полномочия одинаковые. В это и парадокс.
Проблемой, называемой Российский парадокс является совпадение территорий субъектов, т.е. одни субъекты федерации входят в состав других.
Административно-территориальное районирование: