С Востоком Запад примирил»[111].

Русский народ как посредник между Востоком и Западом. По мнению Соловьева, русский народ должен не просто механически следовать западным образцам, поскольку у него имеется свое особое предназначение, а именно, он призван взять на себя миссию посредничества между различными культурами, религиями, Западом и Востоком.И надо отдать должное реализму «мистика» Соловьева. Действительно, одна из наиболее характерных особенностей русской истории - это маргинальность русского национально-культурного типа. Россия складывалась на перекрестке различных культурных миров, испытывая при этом трудно совместимые влияния: от Византии и монголов до Греции и Скандинавии. «Ей как бы вливали кровь разных групп без предварительного анализа, что подходит, а что нет»[109].

.............................

Каким ты хочешь быть Востоком:

Востоком Ксеркса иль Христа?» [104]

 

2.35. Соловьев о русском национализме. Путь, который видел для России Вл. Соловьев, зависит исключительно от доброй воли отдельных просвещенных людей, интеллигенции и всей русской нации в целом. Но «если Россия не исполнит своего нравственного долга, если она не отречется от национального эгоизма, если она не откажется от права силы и не поверит в силу права, если она не возжелает искренно и крепко духовной свободы и истины, - она никогда не будет иметь успеха ни в каких делах своих, ни внешних, ни внутренних», - пишет Соловьев в работе «Национальный вопрос в России»[105]. Здесь же он в очередной раз подвергает сокрушительной критике славянофильство как главный источник национального эгоизма. При этом он мастерски вскрывает всю фальшь славянофильского идеала, основанного, по его мнению, на «безобразной смеси фантастических совершенств с дурной реальностью»[106], и показывает органическую связь славянофильства с национализмом, который в недостатках России пытался видеть ее настоящее преимущество перед прочим человечеством. Среди славянофильских фантазий, считает уже упоминавшийся выше П.И. Новгородцев, едва ли не самой фантастичной была та, согласно которой «...для русского народа политические права не важны и не нужны. На Западе все это может быть и необходимо. Но Запад нам не пример»[107]. Видный славянофил К. Аксаков говорил, что «русские - народ не государственный», поэтому русский народ «передает правительству неограниченную власть государственную»[108]. Соловьев оценивал это как наивную мечтательность, как странное незнание истинных житейских взаимоотношений. Он утверждал, что нравственная свобода без должной гарантии со стороны права и государства останется пустой фикцией.

 

2.36. Отношение Соловьева к западничеству. Некоторые исследователи, в том числе и П.И. Новгородцев, считают, что от славянофильства Соловьев ясно и решительно перешел к западничеству. Действительно, он полагал, что замкнутость и обособление России губительны для нее, что необходимо от Запада, от его культуры перенять веру в силу цивилизованных форм общественной жизни, в важность энергической культурной работы. Однако, назвать Соловьева западником, означало бы упростить его взгляды на судьбу России.

 

 

2.38. Несоответствие русского народа своей миссии. Посредничество, считает Соловьев, - это и есть историческая миссия России, но русский народ вплоть до настоящего времени не соответствует этой миссии. Современный «россиянин», в силу своей интеллектуальной примитивности и нравственно-культурной отсталости, временами доходящей до полного одичания, не может быть посредником между Востоком и Западом, равно как не может быть подобной посредницей и официальная Россия. Для реализации своей исторической задачи русский народ должен освободиться от низших потенций (трусости, глупости, агрессивности, жадности, зависти, холуйства, нетерпимости, лживости) и изменить свое нынешнее убогое состояние, которому соответствует образ раба[110] и жалкое экономическое положение. Поэтому перед русской интеллигенцией сегодня вновь возникает извечная задача: выяснить смысл существования России во всемирной истории. Равным образом синтез восточной и западной культур - это и задача истинного христианина; это и возрождение человечества (путь к нему); это и специфически русская миссия.

 

2.39. Соловьев о русском мессианизме. Следует отметить, что Вл. Соловьев не первый и, вероятно, не последний мыслитель, говоривший о мессианской роли своего народа. Например, немецкий философ Фихте утверждал, что немецкая нация - единственная, которая несет с собой возрождение человечества; эту идею он отстаивал в публичном цикле «Речей к немецкой нации» (Берлин, 1808), произнесенных им непосредственно после поражения Германии в молниеносной войне с Францией и оккупации ее войсками Наполеона. Соловьев высказывал свои мессианские идеи совершенно в иной исторической обстановке, когда Российская империя находилась в зените своего могущества, а тяжелейшие исторические испытания еще только ждали русский народ. Именно поэтому тема Мессии звучит у Соловьева принципиально иначе, нежели у Фихте, и если последний говорит преимущественно о грядущем воскресении немецкой нации во славе и могуществе, то первый мистически провидит грядущие крестные муки, которые выпадут на долю русских и России в самом ближайшем будущем.

Мессия, учит Соловьев, - это не только Спаситель, но и Искупитель; он приносит себя в жертву за спасение. Именно поэтому Россия в своей истории, особенно последнего столетия, более всего подходит на роль «Жертвенного Агнца» или Мессии-Искупителя, плоть и кровь которого, воплощенная в церковном хлебе и вине, уже два тысячелетия служит символической духовной пищей многим поколениям верующих. Дважды в двадцатом столетии Россия спасала мир от тоталитаризма: сначала от внутреннего (коммунистического), залив «мировой пожар» реками русской крови, а затем от внешнего (фашистского), утопив в море русской крови «коричневую чуму». Сюда же следует отнести те неисчислимые жертвы и страдания в борьбе за социальную справедливость, которой Россия заразила практически все человечество. Логическим завершением «кровавого века» явился распад СССР - невиданный доселе пример национального самоубийства и вместе с тем самопожертвования целой нации, которая таким образом спасла все человечество от ядерного апокалипсиса, обретавшего черты роковой исторической неизбежности по мере усиления термоядерного противостояния СССР-США.

А.И. Герцен в минуту горьких раздумий как-то сказал о России: «Нами человечество протрезвляется, мы его похмелье». Но тем не менее прав и Ф.М. Достоевский, утверждавший, что «наш удел есть всемирность, не мечем приобретенная, а приобретенная страданиями и раздумиями».

 

2.40. Лапидарное выражение учения Соловьева о духовном синтезе человечества. Лапидарное выражение своего учения о духовном синтезе человечества, единении Запада и Востока, Соловьев дает в своей историософской лирике:

«И слово вещее - не ложно,

И свет с Востока засиял,

И то, что было невозможно,

Он возвестил и обещал;

И разливается широко,

Исполнен знамений и сил,

Тот свет, исшедший от Востока,

 

2.41. Философия Соловьева и современность. Сегодня, когда в российском интеллектуальном сообществе интенсивно обсуждается вопрос о формировании идентичности России с Западом (или с Востоком), когда национальная идея снова становится мелкой разменной монетой в руках нечистоплотных политиков, всем думающим людям нелишне понять, что подход к подобным вопросам должен быть, по крайней мере, грамотным. А грамотность, как известно, предполагает знание того, как до тебя пытались решать схожие с твоими проблемы. Именно поэтому в наше противоречивое и весьма непростое время ни для кого нелишне хорошо знать идеи и раздумья такого мистически мудрого и интеллектуально мощного мыслителя, каким был русский философ Владимир Соловьев.

 

§ 3. Философия Н.А. Бердяева.