ЛЕКЦИЯ 2

Вопросы для повторения.

Рекомендуемая литература.

Основные понятия раздела.

Определение философии. Итак, философия - это теоретически обоснованное мировоззрение, система теоретических взглядов на мир, на место в нем человека и на отношение человека и мира.

Определение религии. Итак, религия - это форма мировоззрения, в которой основой человеческого отношения к миру является вера в существование какой-то разновидности сверхъестественных сил, определяющих сущность миропорядка, место и судьбу человека в нем.

Определение мифологического сознания. Итак, мифологическое сознание - это исторически первая форма мировоззрения, сутью которой является его предметно-практический характер и связанный с ним фетишный и магический способ отношения с действительностью, в результате чего сама действительность приобретает «антропоморфные», то есть человеческие черты, одушевленность.

Дофилософские типы мировоззрения. Когда сегодня речь идет о мировоззрении, то чаще всего оно связывается с философией, которая формирует, критикует и обосновывает теоретически мировоззрение современного человека. Но в истории человечества существовала громадная эпоха, протяженностью в 20-30 тысячелетий (а философия возникла в 6-7 в.в. до н.э., т.е. чуть более 2,5 тыс. лет назад), когда философия отсутствовала. В «дофилософском мире» возникли и сложились первые исторические типы мировоззрения и миропонимания: мифологическое и религиозное.

 

1.9.Отличительные особенности мифологического сознания. Наиболее ранняя форма человеческого сознания - мифологическое (первобытное, коллективное). Его отличительные особенности заключаются в следующем:

- 1. Мифологическое сознание (термин «мифология» происходит от греческих слов «мифос» - «предание» и «логос» - «слово») неотрывно от первобытной практики. В содержание сознания попадало только то, что обеспечивало практическую жизнь (выживаемость) первобытного коллектива. К. Маркс отмечал, что здесь сознание «непосредственно вплетено в материальную деятельность и материальное общение людей»[5]. «Первобытное сознание, - пишет английский исследователь Дж. Томсон, - было по существу практическим»[6]. Практическая нужда определяла представления о мире, его пространстве, его времени, об отношениях человека и мира. Но уже здесь зарождается потребность в понимании источников всего окружающего и самого человека. Вначале эти представления связаны с конкретными явлениями самой действительности - мир создан «великанами», «птицей», «китом»; человек - это дитя «матери-оленихи» или «китихи».

- 2. Формы сохранения и наследования получаемого знания о мире долгое время носят предметный характер: возникают фетиши, с которыми соединяются определенные знания-запреты, знания-обряды, знания-поощрения; фетишами становятся животные и неодушевленные предметы - крокодилы, змеи, слоны, деревья, камни и т.д.. Отождествляя опыт с определенными предметами и явлениями окружающего мира, наши предки таким образом объективировали и передавали своим потомкам свой специфический опыт, знания.

- 3. Мифологическое сознание носит магический характер - оно существует как подражание самим явлениям действительности. В каком-то смысле это сознание проявлялось и развивалось как репетиция тех действий, в результате которых достигался нужный эффект: прежде чем загнать слона в ловушку, охотники, как правило, исполняли танец определенного типа. Этот танец должен был принести удачу. Но суть в другом: посредством определенных действий целые десятки тысяч лет собирался, сохранялся и передавался из поколения в поколение опыт, накапливаемый человечеством. Этот танец, равно как и фетиш, представляет собой способ деятельности сознания первобытного человека; сознания не такого уж и бедного, как нам иногда это представляется, поскольку именно оно дало начало человеческому отношению к миру.

 

1.10.Структура мифологического сознания. Это сознание мало походит на современное, оно иное по структуре, поскольку и структура мира иная: это ограниченные пространственные и временные возможности (род, племя), это минимальное свободное время для «раздумий», которые позволяли бы «просеивать» опыт и делать его выборку. Поэтому любое практически-важное взаимодействие с миром не обсуждается, а принимается как традиционный акт дальнейшего бытия. Это сознание действует и сегодня, когда не срабатывают привычные и более современные формирования сознания - знание, понимание, рациональность. Возникают такие явления как персонификация власти, когда власть по своей сути расходится с устремлениями общества и рождает анархию и хаос. Возникает потребность в фетишизации - поклонение символам заменяет авторитет; атрибут власти - место в управленческом аппарате - становится общественным фетишем.

 

 

1.12.Специфика религиозного мировоззрения и способ деятельности религиозного сознания. Значительное место в истории человечества занимает и религиозное мировоззрение. Термин «религия» происходит от латинского «религио» - святыня, предмет культа, и обозначает связывание человека с предметом культа.

В принципе, начало религиозного мировоззрения просматривается уже в мифологическом - магическом, фетишизированном сознании, которое переносит многие человеческие черты - страх, страдание, боль, поклонение и прочее на предметы окружающего мира. Уже здесь начал совершаться переход от «антропологизируемого» (то есть очеловечиваемого, одушевляемого) мира к «удвоению» этого мира, т.е. к его разделению на «земной» (естественный, посюсторонний) и на «неземной» (сверхъестественный, потусторонний). Но если в мифологическом мировоззрении способом деятельности было опредмечивание содержания сознания, то есть перенос этого содержания на реальные предметы, то религия, на основе того, что признается реальное существование потустороннего активного мира, создает свой (особый) способ деятельности сознания, способ его отношения к миру. Способ деятельности религиозного сознания - это вера в реальность существования сверхъестественных (трансцендентных - от: по ту сторону) сил, определяющих смысл и судьбу мироздания и человека.

 

1.13.Основа религиозного мировоззрения. Основой религиозного мировоззрения является отчуждение от самого человека его активности. Источник активности вынесен за пределы жизненного мира человека. Этот источник составляет сущность мира, которая становится определяющей для жизнедеятельности человека. Возникают две связанные между собой реальности человеческого существования - реальность трансцендентная, потусторонняя (смыслозадающая) и реальность посюсторонняя (назначение которой в осуществление трансцендентного смысла бытия).

 

1.14.Формы религиозного мировоззрения. Религиозное мировоззрение развивалось и развивается в многообразных формах: от многобожия к единобожию. Формировались и разрушались различные культы, постепенно складывались т.н. «мировые религии», - наиболее влиятельные разновидности религиозного мировоззрения: буддизм, христианство, ислам.

 

1.15.Вера как механизм компенсации. Религию и веру нельзя рассматривать как нечто ошибочное. Их место в истории и современности определяется тем, что вера - это механизм компенсации; это способ отношения к миру в условиях, когда знания о мире или его отдельных элементах, о человеке и его отдельных сторонах не позволяют обосновать практическое действие. Действовать надо, надо и жить в мире, раздираемом противоречиями, надо быть в гармонии с этим миром. В таких условиях незнание компенсируется верой: в Олимпийских Богов (в Древней Греции), в Христа (в эпоху распада Римской империи), в Аллаха (в эпоху возвышения арабской цивилизации). В современных условиях вера порой принимает весьма причудливые формы, проявляясь в массовом поклонении тому или другому экстрасенсу, в маниакальном поиске контакта с внеземными цивилизациями. Человеку хочется верить, потому что это помогает выживанию. В свое время К. Маркс определял религию как «опиум народа». Это так: «религиозный субстрат» позволяет снять боль, когда нет практических средств избавления от неё. Поэтому в часто повторяющихся условиях остроконфликтных ситуаций в обществе на помощь индивиду приходят религии, способные быть внимательными к человеческим болям и тревогам, создавая свой способ снятия таких болей и гармонизируя, тем самым, судьбу человека. В этой форме религии способны создавать вполне работоспособные механизмы, включающие в себя заботу о конкретном человеке и его макросоциальном окружении.

 

1.16.Положительные стороны религии. Исторически религия сформировала множество положительных механизмов отношения человека с устрашающим его миром. Она облагородила мир через его обожествление. Она приравняла в определенной мере маленького земного человека к мощному добру и совершенству, дав ему имя Бога. Тем самым она приобщила человека (когда он станет «истинным») к его будущему. Религия в определённой мере раскрыла временной характер человеческого существования, сформировав идею «будущего», «второго пришествия». Время стало способом обзора человеческого бытия. Идея Бога внедрила в человеческое мировоззрение идею совершенства и совершенствования.

 

1.17. Отрицательные стороны религии. Но религия, как и любое другое человеческое образование, имеет и свои теневые стороны. Практическое мировоззрение вытесняется в нем миропониманием и мироощущением, нацеленными на трансцендентную, оторванную от непосредственной жизненной практики, реальность. Нередко в своей истории религиозное сознание порождало фанатизм и враждебность к «иноверцам», «священные» войны против «неверных». Нельзя согласиться с тем, что времена этих событий прошли; и в сегодняшнем мире существует множество межрелигиозных конфликтов: в Ливане и в Ольстере, в Югославии и в Индии, а также в ряде территорий нашей бывшей страны.

 

 

1.19.Заключение. Формируя и развивая мифологическое и религиозное мировоззрение, человечество создало особые способы отношения с миром, особые способы его осознания, понимания: персонификацию и фетишизацию, магию (в мифологическом сознании) и веру (в религиозном сознании). Специфическим типом мировоззрения является философия, обладающая своим особым способом отношения к миру - рефлексией - особым способом его осознания. Философия исторически возникла и продолжает существовать как теоретическое обоснование человеческих взаимодействий с миром.

 

§2. Основные темы философской мысли, ее предмет и функции. Значение основного вопроса философии. Структура философского сознания.

 

2.1.Происхождение термина «философия». Термин «философия» древнегреческого происхождения: «филео» - люблю и «софия» - мудрость. Философия буквально переводится как любовь к мудрости. Существует предание, что впервые этот употребил Пифагор (ок.580 - 500 г. до н.э.). Он назвал философами людей, стремящихся к высокой мудрости и к правильной жизни. Впервые широкое истолкование этого термина дано Платоном (427 - 347 г.г. до н.э.).

 

2.2. Причины возникновения философии. Что породило любовь к мудрости именно в данное время? Что значит процедура этой любви? Назовем несколько факторов, сыгравших решающую роль в возникновении философии. Прежде всего - это развитие дифференцированной и специализированной практики в обществе, в результате чего возникла необходимость обобщать и объединять (универсализовывать) опыт различных видов человеческой деятельности. Иначе говоря, мудрость явилась тем общим (мировоззренческим) знанием, в котором сохраняется и объединяется опыт земледельца и опыт купца, опыт правителя и опыт морехода, опыт раба и опыт художника. В этом смысле мудрость призвана объединять.

Для возникновения философии необходимо свободное время. Аристотель полагал, что матерью мудрости является досуг. Мудрость также представляет собой и особую деятельность по развитию сознания, возникающую наряду с материальной деятельностью по преобразованию мира. Это деятельность теоретическая, имеющая своим предметом анализ сознания, его содержания и формы. Сама мудрость как особое свойство сознания становится объектом пристального внимания мудрецов: она начинает противопоставляться обыденному опыту и признаваться самодостаточной ценностью.

 

2.3. Философия как теоретическое мировоззрение. Исследование мудрости обращают первых мудрецов к размышлениям о природе человека и мира, о возможностях их познания. Первые философы обнаруживают, что огромную роль в отношении человека с миром играет само сознание. Большое значение в развитии философии имело также открытие, что мудрость, сознание не есть что-то вечное, раз и навсегда данное. Мудрость, истина, знание - это то, что создает сам человек. Отсюда вытекает важное следствие: человек помимо обычной, практической жизни, живет и «теоретической» жизнью, и что последняя достойна человека. Таким образом, мудрость постепенно оформляется в теоретическое мировоззрение. Так возникает особый тип мировоззрения, который базируется не только на практических нуждах человека, не только на его вере в доброту и расположение богов, но и на теоретических обобщениях всего имеющегося человеческого опыта, в том числе веры, понимания, знаний и оценок. Возникает мировоззрение, имеющее профессионально-обработанный и доказанный характер. Рождение философии - это духовное рождение собственно человека вслед за его материальным (телесным) рождением; дух признан не только равноправным физическому существованию, но даже чем-то более высоким в сравнении с ним.

 

2.4.Историческое изменение предмета философии. Разнообразны и разноплановы те темы, которые становятся предметом философских раздумий. Они меняются в истории вместе с изменением общественных обстоятельств. Философия размышляет о мире и его причинах, о человеке и его месте в мире, о различиях между человеком и природным миром. Прекрасное и трагическое в этом мире и в человеческой судьбе, общественное устройство и его справедливость и многое другое становится предметом философской мысли.

 

2.5.Центральная проблема философии. Но при всех различиях проблем разных времен центральной темой философских изысканий всегда остается тема «человека в мире», тема отношения «человек - мир». Наиболее отчетливо эта тема обозначена на заре философской мысли, когда древнегреческий философ Сократ (469 399 г.г. до н.э.) поставил вопрос о смысле человеческой жизни, о добродетелях и предназначении человека. При этом, вероятно, решающим для становления философии явилось то обстоятельство, что Сократ первым, а за ним и другие греческие философы, обратились к «обработке» самого сознания, занялись формированием того, что составляет структуру мышления, а именно - понятий. Сократическую философию выдающийся советский философ А.Ф.Лосев назвал «центральным достижением» античной философии, а К.Маркс определил самого Сократа как «олицетворение философии». Именно с этого времени постоянным предметом философских размышлений становятся человек и мир в их сложных и многообразных отношениях.

 

2.6. Связь философии с предшествующими типами мировоззрения. Понятно, что на начальной стадии своего формирования и развития философия опиралась на предшествующий мифологический багаж и была тесно связана с религиозным сознанием. Эта связь выражалась прежде всего в том, что обрисованное выше отношение «человек - мир» долгие столетия развивалось в русле физиологического понимания через отношения дружбы и любви к отношениям прекрасного, а от них - к отношениям противоречивого единства и различия отдельных сторон мира и свойств самого человека. Античная философия постепенно переходит от обожествления начал мира к естественным причинам (воде, земле, огню), и далее - к более общим понятиям, выражающим сложное отношение человека и мира: материи, субстанции, первопричины и т.д.. В процессе подобной эволюции формируется концептуальный аппарат философии: ее основные категории, в которых выражена сущность мира и суть миропорядка.

 

2.7. Теоретическая и практическая философия. Впервые философия как особая теоретическая область деятельности сознания была выделена Аристотелем (384 322 г.г. до н.э.), разделившим ее на теоретическую философию, имеющую целью развитие знания ради знания, и практическую философию, предполагающую развитие знания ради деятельности; кроме этого Аристотель выделял также поетическую философию, направленную на развитие знания ради творчества.

 

2.8. Два полюса человеческого существования. В последующие века многие темы философских раздумий и исследований менялись. Когда-то большое внимание уделялось богословским проблемам (Средневековье), позднее проблемам исследования природы (16 - 18 в.в.), и, наконец, проблемам общественной жизни (начиная с 18-19 в.в.). Однако, во все времена для философии первоочередную важность продолжали иметь вопросы, связанные с все той же проблемой отношения человека и мира. Философия постоянно колеблется между двумя полюсами человеческого существования: с одной стороны, это человек, с другой - то, чему он противостоит и чем определяем, т.е. мир его существования. Таким образом, человек всегда был центром исследовательского внимания философии: человек и его бытие, человек и его свобода, человек и смысл его существования, человеческое - субъективное и внечеловеческое - объективное. Это показывает, что философия всегда развивалась как мировоззренческое сознание, формирующее теоретические основания человеческого мировоззрения.

 

2.9. Основной вопрос философии. Обрисованная выше проблема отношения человека и мира, имеющая множество наименований (субъект - объект, идеальное - материальное, бытийное - духовное и т.д.) является стержневой для философии, главным образом, потому, что именно решение этой проблемы определяет специфические особенности философского знания. Данная проблема получила название «основного вопроса философии», и этот вопрос действительно основной, поскольку от его решения зависит решение любой другой проблемы, исследуемой философией, например, что такое человек и существует ли Бог; что такое пространство и что такое время; существует ли что-либо случайное или все происходит по законам необходимости; делима ли материя до бесконечности или существует предел деления и т.д..

 

2.10. Две стороны основного вопроса философии. В истории философии существовали и существуют различные ответы на две стороны этого основного вопроса; первая - онтологическая сторона представляет собой вопрос о том, что первично: бытие (материя) или сознание (мышление), а вторая - гносеологическая сторона - вопрос о том, познаваем ли мир человеком? Последний вопрос Ф. Энгельс, вслед за Шеллингом и Гегелем, называет вопросом о «тождестве мышления и бытия», подразумевая при этом, что тождество предполагает вопрос о соотношении мышления и бытия, - вопрос о их различиях и совпадениях.[7]

 

2.11. Материалистическое и идеалистическое решение основного вопроса философии. Существует материалистическая традиция решения первой стороны основного вопроса философии: объективная (т.е. независимая от сознания субъекта), материальная реальность является основой для возникновения и для объяснения всего существующего. Наряду с этим существует прямо противоположная идеалистическая традиция решения основного вопроса философии: мир обусловлен духовным началом, и поэтому понять и объяснить его можно только в том случае, если исходить из духовного начала (объективный идеализм рассматривает в качестве такового «внечеловеческий» дух; субъективный идеализм, напротив, полагает, что все существующее имеет для человека значение и смысл лишь как результат деятельности его сознания).

 

2.12. «Партийность» философии. Материализм и идеализм зародились приблизительно одновременно и вплоть до сего дня продолжают свое развитие, разнясь в решении указанной и ряда других проблем, но вместе с тем они имеют и нечто общее, дополняя друг друга в борьбе противоположных мнений. Идеализм и материализм это, по выражению В.И.Ленина, «партии в философии»[8], которые в теоретической форме, в форме противоборствующих мировоззрений, выражают определенные социальные позиции в обществе и отстаивают определенные социальные интересы.

 

2.13. Гносеологический оптимизм и агностицизм. Как указывалось выше, у основного вопроса философии есть и вторая - гносеологическая сторона, которая не совпадает с первой, но в определенной мере развивает ее: это вопрос о познаваемости мира. Подавляющее большинство философов (материалисты, объективные идеалисты), признавая объективный характер мира и то обстоятельство, что человек вместе с его сознанием есть продукт этого мира, признают познаваемость всего существующего. Это так называемые гносеологические оптимисты. Согласно этой точке зрения, в мире нет ничего, что сопротивлялось бы дерзновенному порыву человеческого сознания. Прямо противоположную точку зрения развивает так называемый агностицизм (от а «не» и гносис - «знание») - учение, сторонники которого отстаивают идею о непознаваемости окружающего мира для человеческого сознания. Сторонниками агностицизма являются, главным образом, представители субъективного идеализма.

 

2.14. Исторические формы материализма. И материализм, и идеализм, являясь основными философскими течениями, не остаются неизменными на протяжении человеческой истории. Их развитие, связанное с изменением социально-экономических условий, с прогрессом научного познания, с эволюцией эстетического и нравственного сознания, а также всей культуры общества в целом, породило многообразные формы и материализма, и идеализма. Если идеализм существует в форме объективного или субъективного , то основными историческими формами материализма являются: античный материализм и его исторически первая разновидность - «наивный» материализм; метафизический материализм Нового Времени, включающий в себя вульгарный материализм Бюхнера, Фогта и Молешотта, а также антропологический материализм Фейербаха; и, наконец, диалектический материализм Маркса-Энгельса-Ленина.

Материализм и идеализм могут приобретать различия в соответствии с тем, какой метод познания и понимания мира они предпочитают в качестве средства теоретического решения проблем - метафизический или диалектический. Метафизика рассчитана на осмысление неких неизменных оснований бытия, диалектика же вырабатывает представления о изменении и развитии мира в целом и его отдельных составных. Соответственно, те или другие разновидности материализма или идеализма могут характеризоваться как диалектический или метафизический материализм (идеализм).

 

2.15. Отдельные школы и течения философии. Наряду с основными философскими направлениями существуют отдельные философские школы, объединяющие представителей той или иной философской концепции, имеющих сходные позиции по тем или иным философским проблемам. Следует также учитывать, что наряду с материализмом и идеализмом как основными направлениями в развитии философской мысли, существуют течения в самом идеализме или материализме: неотомизми экзистенциализм в современной идеалистической философии; антропологический материализм - в немецкой классической и в русской философии 19 века. Возникают и новые философские школы (менее часто - новые течения); например «философия освобождения» в Латинской Америке.

 

2.17. Рефлексия как способ деятельности философского сознания. Коренное отличие философского мировоззрения (не важно - материалистического или идеалистического) от исторически предшествующих и продолжающих существовать рядом типов мировоззрения заключается в том, что философия - это всегда система теоретически обоснованных взглядов на мир. При этом специфическим способом теоретического обоснования философских взглядов выступает рефлексия (самосознание; от лат. рефлексио - обращенный назад), которая представляет собой способ осознания всех возможных на данное время оснований человеческого сознания. Иначе говоря, с помощью рефлексии выявляются основания, на которых возникают и развиваются все элементы человеческого сознания. Именно поэтому рефлексивное сознание обосновывает, критикует, анализирует как само сознание и его содержание так и те реальные условия и факторы, которые порождают то или иное сознание. В этом смысле рефлексия - это самосознание сознания, или, говоря словами К.Маркса, родовое самосознание. Рефлексия соотносит сознание, его содержание с многообразием существующих аналогичных ему или несхожих с ним сознаний, соотносит их с прошлыми видами сознания: соотносит художественное сознание с научным, обыденное с богословским, нравственное с правовым и т.д. Результатом является выработка общих параметров сознания, приобретающих форму понятий, аккумулирующих разнообразный человеческий опыт и концептуально организующих его. Таким образом, не только сам реальный опыт (новые знания о мире) развивает содержание сознания, но это содержание развиваемо самим сознанием путем универсализации существующего опыта, путем его обобщения и распространения на те области сознательной деятельности, в которых этот опыт отсутствует. Например, с помощью рефлексии научные знания, полученные в области исследования биологических систем, распространяются на область исследования социальных явлений. Результатом рефлексии как способа деятельности сознания являются так называемые всеобщие знания, т.е. знания, имеющие отношение ко всем явлениям мира, выражающие законы и принципы, свойства и отношения, которые присущи каждому явлению действительности. Именно поэтому философию называют иногда учением о всеобщем в мире.

 

2.18. Общественная и личностная философия. Помимо всеобщего знания и рефлексии, как способа выработки этого знания, в философское сознание входят еще две составляющие. Во-первых, философия может выступать как форма общественного сознания, аккумулируя те отношения в обществе, в которых и с помощью которых осуществляется выработка философских знаний и их развитие. К их числу относятся прежде всего меж индивидуальные (субъектно-субъектные) связи, а также связи человека с миром (субъектно-объектные). Во-вторых, философия может проявляться в личностной форме, вбирая в себя то содержание философского сознания, которое освоено и используется какой-либо конкретной личностью. Личностная философия - это реальное свидетельство того, насколько то или другое философское учение, та или иная философская система стали реальным мировоззрением человека на данное время. Только по уровню личностного философского сознания можно судить о реальной силе мировоззрения.

 

2.19. Философские учения и неоучения. В истории философии нередки случаи когда определенное философское учение, пережив период своего расцвета, надолго уходило в забвение, а затем возрождалось в новой форме, соответствующей новым историческим условиям. Так было с учением Аристотеля, переживавшим свое возрождение не однажды; так было с платонизмом, позитивизмом и т.д. В этом случае к имени возродившегося философского учения добавляют приставку «нео» (лат. «новый») - неокантианство, неоплатонизм, неотомизм. Возможно, что и марксизм ждет своя эпоха возрождения в форме «неомарксизма», хотя сегодня часто звучат мысли о его ложности.

 

§3. Философия в системе культуры: философия и наука; философия и искусство; философия и политика.

3.1. Нефилософские формы общественного сознания. Помимо философского сознания, сутью которого является теоретическое обоснование системного мировоззрения на основе всего многообразия исторического и практического опыта, существуют и иные формы сознания, ориентированные на обобщение и универсализацию в узких областях человеческой жизнедеятельности. Художественное сознание обобщает творческую деятельность в искусстве; нравственное сознание регулирует меж индивидуальные отношения и вырабатывает такие регуляторы человеческого поведения как добро и зло, совесть и благородство, милосердие и прочее. Наука представляет собой осознание отношения природы и всего объективного мира к человеку, т.е. вырабатывает знания, позволяющие использовать объективный мир в приспособлении его к практическим нуждам человечества. Существует также политическое сознание, вырабатывающее регуляторы для отношений человеческих сообществ типа классов, государств, национальных и других образований, что осуществляется с помощью идеологии, правовое сознание, которое посредством законов регулирует отношения индивида и сообщества.

 

3.2. Редукция общественного сознания к единственной его форме. Нередко наблюдается попытка свести все многообразие общественного сознания к одному его виду. И тогда может возникнуть впечатление, ложное по своей сути, что философия, политика, искусство и прочее - это почти одно и то же. Особенно широко данное представление распространилось в советском доперестроечном обществе в связи с попыткой «коммунистических» властей подчинить всю духовную жизнь одной ее форме - узко понятому политическому сознанию и идеологии как способу его осуществления.

 

3.3. Преимущества многомерного общественного сознания над одномерным. Результатом подобного процесса явилось разрушение «нормальных» многомерных структур сознания в советском обществе. Между тем лишь при условии взаимодействия и свободного развития рефлексии и рациональности, веры и художественного образа, идеологии и оценки возникает и функционирует полноценное, отвечающее потребностям человеческой жизнедеятельности личностное сознание. Только при соблюдении этого условия мировоззрение личности является целостным и обеспечивает ей полноценное человеческое отношение с миром.

 

3.4. Заключение. Именно целостное гармоничное развитие человеческого сознания превращает его в культурообразующий фактор, не влекущий за собой переустройств мира разрушительного характера. Целостен не только мир, но и человек, вследствие чего личного счастья, радости и гармонии добивается лишь тот, кто способен осознать ценность и цельность как мира, так и собственной души. Мир огромен и многообразен, но человек сопричастен этому многообразию: этот тезис был путеводным для философии всех времен.

 

Вера - способ духовного отношения к действительности, основанный на принятии сверхъестественных смыслов и причин бытия.

Гносеология - (лат. гносис - знание и логос - учение, слово) - философское учение о познании, его закономерностях, возможностях и формах.

Диалектика - (греч. диалегомаи - веду беседу, рассуждаю) - учение о движении и развитии.

Идеализм - (греч. идеа - вид, образ) - направление философии, признающее первичность духовного (идеального) и вторичность природного (материального).Объективный идеализм в качестве первичного признает объективный (внечеловеческий) дух, субъективный - сознание индивида.

Материализм - (лат. материалис - вещественный), направление философии, признающее первичность материального (природного) и вторичность идеального (духовного).

Магия - способ ритуального (танец, обряд) сохранения и передачи содержания мифологического сознания.

Метафизика - (греч. мета та физика - букв. после физики). Термин имеет два значения: 1). раздел философии, занимающийся основаниями бытия (синоним философии); 2). метод мышления, рассматривающий мир как неизменную совокупность изолированных образований.

Мировоззрение - система знаний, оценок, убеждений, выражающая отношение человека к миру.

Миропонимание - практическое применение мировоззрения в отношении с миром. Система практических установок в отношении человека с миром.

Мироощущение - совокупность эмоций и переживаний, возникающая в отношении человека к миру.

Мифология - (греч. мифос - сказание и логос - учение, слово) - исторически первая форма мировоззрения, имеющая предметно-практический, магический и традиционный характер.

Направление философии (материализм, идеализм) - традиции противоположных трактовок проблемы первичности.

Онтология - (греч. онтос - сущее и логос - учение, слово) - философское учение о бытии.

Религия (лат. религио - благочестие) - тип мировоззрения, форма сознания (духовного отношения к миру), основанный на вере.

Рефлексия (лат. рефлексио - обращение назад, самосознание) - способ философской деятельности, рассчитанный на познание оснований бытия и сознания.

Философия(др.греч.филео и софия - любовь к мудрости) - современный теоретический тип мировоззрения, основанный на рефлектирующей (самоосознающей) деятельности мышления.

Школы философии - философские сообщества, члены которых развивают сходные философские идеи, принадлежащие, как правило, т.н. «основоположникам» школ (платонизм, аристотелизм, кантианство, марксизм и т.п.).

 

1. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. –М.: 1998.

2.Спиркин А.Г. Философия. – М.: 1998.

3. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина. М., 1997

4.Мир философии. - М., 1991, ч.1, с.10-24, 53-56, 92-94, 97-100.

5. Давыдов Ю. Раздумья о философской культуре. - «Вопросы философии», 1988, № 3.

6. Корявко Г. Е. Философия как форма общественного сознания. - Саратов, 1990, гл. 2 и 3.

7. Лосев А. Ф. История философии как школа мысли. - в сб.: Философия. Мифология. Культура. - М.,1991, с. 493 -508.

8. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. - М.,1992.

9. Филатов Т. В. Введение в технологию философствования. Самара, 1996.

 

 

1. Что означает понятие «философия»?

2. Какова задача у мировоззрения?

3. Назовите сходные и отличительные черты мифологии, религии, философии.

4. В чем заключается различие между материализмом и идеализмом?

5. Чем отличается вера от фетиша и рефлексия от веры?

6. Дайте характеристику фетишу и магии.

7. Что означает, что философия - это теоретическое мировоззрение?

8. Назовите разновидности идеализма и дайте их характеристику.

9. Что такое онтология?

10. Что такое гносеология?

11. Что такое мироощущение?

12. Дайте характеристику метафизики и диалектики.

13. Что такое агностицизм и гносеологический оптимизм?

14. Что такое философские направления, течения, школы?

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.