Oacute; Корявко Г.Е.
ВВЕДЕНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Самара 2006
Протокол №_____
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 3
ФИЛОСОФИЯ: ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ...... 6
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА......................................................... 23
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ........................................................ 42
ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ............................................................ 62
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (ХVI - ХVIII В.В.)..................... 70
КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ................................. 86
МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ....................................................... 102
СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ................................... 121
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ...................................................................... 151
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ.............................................. 211
СОЗНАНИЕ КАК СИСТЕМА................................................................ 256
ЕГО СТРУКТУРА И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........................ 256
ПОЗНАНИЕ КАК ОСОБЫЙ ВИД ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 271
МЕТОДЫ И ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.............................. 288
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ............................................................ 321
ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?............................................................... 337
В начале 20 века русский философ Сергей Николаевич Булгаков писал: «В настоящее время русское общество, по крайней мере та его часть, которая способна размышлять и учиться, находится в тяжелом раздумье и силится извлечь исторические уроки из пережитого в области политической, экономической, культурной, готовая набраться новых сил для творческой работы». Эти слова оказались актуальными и в конце ХХ и в начале ХХ1 века, когда русская мысль переживает один из самых острых кризисов мировоззрения и личности. Трагизм этого кризиса может быть слабо осознается, будучи заслоненным близкими жизни вопросами экономического бытия, его неурядицами, вопросами национальных и политических коллизий. Но все испытания - экономические, социально-политические, национальные и им подобные - своим центром имеют один вопрос: выдержит ли их духовная личность современного человека, способна ли она сегодня перейти от безответственного существования в мире к осознанию сложности этого мира, своего места в нем и своей ответственности перед ним? Крушение многих привычных идеалов и идолов вызывает нередко чувство беспомощности и растерянности перед бурями внешнего мира; возникает ощущение безысходности, обращающее личность к скептицизму и к мистическим поискам «Того», кто может принести избавление от неурядиц и неудобств нынешнего существования.
Многохарактерность переживаемого обществом времени, в котором рядом с упадочностью и потерями в строе привычного понимания жизни присутствует и энергичное возникновение нового ее понимания, бурное возникновение новых ценностей и ориентаций, острая ностальгия по когда-то разрушенным традициям и нормам человеческой жизнедеятельности, - все это пробуждает потребность в широком, масштабном видении происходящего, всей человеческой истории и ее возможных перспектив. Который раз в истории (и, вероятно, не в последний) возникает потребность в глубоком философском видении мира и человека в этом мире. Сегодняшняя интеллектуальная деятельность - не важно в какой области она совершается: в политике или экономике, в науке или международных отношений - пропитана стремлением осмыслить прошлое, соотнести его с реальностью сегодняшнего дня, с перспективой нового века и тысячелетия. Интеллект современного человека пропитан стремлением к философскому видению мира. И это закономерно, поскольку там, где в истории совершался переход от старых привычных норм и обычаев, всегда начинала свою активную работу философия.
Русский философ Владимир Сергеевич Соловьев писал в конце Х1Х - го века: «...философия возникает только тогда, когда для отдельного мыслящего лица вера народа перестает быть его собственной верой, теряет для него значение внутреннего безотчетного убеждения, из начал жизни становится только предметом мышления»[1]. Добавим к этому одно: философия возникала не однажды, она каждый раз возрождается все в новом обличье тогда, когда старые идеалы жизни, ее смысл и значение приходят в противоречия с формирующимися общественными обстоятельствами.
Но, возникая каждый раз заново, философия сберегает в собственном лоне все прошлые опыты человеческой жизнедеятельности, ее положительные и даже отрицательные наработки. Тем самым философия как бы «сберегает» для новых житейских обстоятельств уже бывшее, уже пережитое уже найденные решения множества проблем, с которыми человечество имело дело. Тем самым философия как бы копит тот драгоценный запас множества вариантов решения мучительных вопросов, сохраняет «модели поведения» человечества в самых разных ситуациях, создаваемых историей, что позволяет каждому поколению при встречах с новым и неизведанным обладать запасом средств его понимания. Где же философия хранит эти средства? Она хранит их в своем содержании, показывая, каким образом возникали те «вечные и мучительные» для человечества проблемы, без решения которых ни человечество, ни каждый человек не могут совершать переход к новому. Поэтому философия дает своим содержанием как бы запас решений, применение, понимание и сохранение которых позволяет человечеству даже при возникновении самых разрушительных коллизий, самых отчаянных ситуаций не сорваться «в бездну непонимания и отчаяния».
Философия не имеет, конечно, особых рецептов, способных моментально излечивать общественные и личностные болезни, но единственным средством, создаваемым философией, является человеческий дух, человеческая мысль, обладающие свойством находить решения. Поэтому философия не есть просто совокупность понятий и принципов. Философия - это способ мыслительной деятельности, сутью которого является способность к акту «понимания»: понимания как способности увидеть, обозначить место каждого большого или маленького вопроса, глобальной или локально-житейской проблемы в общем человеческом мироздании, в той реальности, которая и создает эти проблемы, и их разрешает.
Поэтому философия - это не свод принципов, не учебник и даже не учение. Это всегда философия самого человека, которая не есть собрание каких-то знаний, но это принципы жизнедеятельности личности, принципы ее отношения к миру, к себе подобным и к самому себе. Важно только, чтобы эта личностная философия обладала бесконечностью, выводящей ограниченность нашего личностного существования на все мироздание, и обладала вечностью, выводящей наше индивидуально ограниченное бытие в сферу человеческого бессмертного духа.
Этой цели - осознанного увязывания нашего индивидуального бытия и нашего личного сознания с бесконечностью мироздания и вечностью духовного существования, в принципе, и служит изучение курса философии. Перефразируя русского мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева, можно сказать, что главная задача философии, ее цель, ее возможность заключаются в том, чтобы с ее помощью совершить перевод «своего материального существования» в «существование духовное» (В.С. Соловьев писал о необходимости «воскресить свое материальное тело в духовное»)[2].
Настоящее пособие преследует чисто прагматические цели - обеспечить учебный процесс соответствующим письменным текстом, т.е. помочь студенту теоретически грамотно, методически последовательно и, насколько это возможно, содержательно усваивать курс философии, учиться философствованию, - тому, что отечественный философ 20-го века М.К. Мамардашвили называл «актом, дающем нам некое обобщённое, универсальное знание, свободное от повседневной «гонки за происходящим»[3].