Лекция №8 Анализ внешней и внутренней организации труда. Внешняя и внутренняя среда организации.
Стратегическое планирование. Сущность и содержание
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководителем, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей, т.е. стратегическое планирование –процесс формирования миссии и целей организации, выборы специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределение с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем. Согласно Питеру Лоренцу процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача: обеспечить нововведение и изменения в организации, в достаточной степени. Точнее говоря, он верит четыре вида управленческой деятельности в рамках стратегического планирования. К ним относятся:
1. распределение ресурсов;
2. адаптация к внешней среде;
3. внутренняя координация;
4. организационное стратегическое предвидение.
Процесс стратегического планирования
1. Миссия и цели
![]() |
2. Анализ внешней среды
![]() |
3. Анализ сильных и слабых сторон
![]() |
4. Анализ альтернатив и выбор стратегий
![]() | |
![]() |
5. Управление реализации стратегии
6. Оценка стратегии
Процесс планирования стратегии встречает ряд сложностей при его освоении. Основная трудность связана с тем, что процесс принятия предварительных решений находится в зависимости от структуры полномочий организации. Новая стратегия, как правило, разрушает сложившийся в организации тип взаимоотношений и может войти в противоречие с политикой, руководства. Естественная реакция на это борьба против любых нововведений, нарушающих традиционные взаимоотношения и структуру полномочий. Другая существенная проблема заключается в том, что внедрение стратегического планирования приводит к конфликту между прежними видами деятельности, обеспечивающими получение прибыли и новыми. В организациях на первых стадиях внедрения нет несоответствующей мотивации, ни склонности мыслить стратегически. Следующая проблема связана с тем, что организации обычно не располагают необходимой для эффективного стратегического планирования информацией ни о себе, ни о внешнем окружении. К тому же, как правило, отсутствуют у них и компетентные управляющие, способные заниматься выработкой и реализацией стратегии. Таким образом, система планов развития включает в себя:
1. Стратегический план:
- содержание стратегического плана –стратегия развития организации на обозримое будущее (10-15 лет);
- стратегический план является вершиной системы планов, так как характеризует назначение организации, миссию и цель;
- служит ориентиром для всех других элементов системы планов организации;
- служит ограничением при принятии решений относительно основных направлений деятельности, выбора рынков и поведении на них.
2. Тактический план и его особенности (план развития организации 1-5 лет):
- содержит мероприятия, необходимые для создания новых поколений продуктов и услуг и более четко отчерчивает пути выхода на новые позиции, установленные стратегическими планами.
- служит ориентиром для разработки плана диверсификации, который характеризует создание новых видов продукции, услуг и рынков, призванных дополнить или заменить выпускаемую продукцию;
- позволяет разработать ликвидационный план, который показывает, от каких элементов организация должна освободиться (продуктов, услуг или подразделений);
- позволяет разработать план НИР, отражающий мероприятия по разработке новых товаров и технологических процессов с учетом существующего спроса или новых рынков для уже производимых товаров и услуг.
3. Оперативный план и его особенности (планы текущей деятельности, прибыли, программы-задачи):
- ориентированы на те мероприятия, с помощью которых выпускаемые товары производятся и поступают на рынок;
- подкрепляются планами для каждой функциональной сферы (закупка, производство, сбыт, финансы);
- оперативные планы разрабатываются в полном соответствии со стратегическими и тактическими планами, но не являются его частью;
- если стратегические планы и решения по нем принимает высшее руководство, то оперативные планы разрабатываются на уровне менеджеров среднего звена;
- оперативные планы рассчитаны на более короткий период времени, поэтому результаты их реализации проявляются довольно быстро, что позволяет осуществлять быстрое принятие мер по выявленным отклонениям.