Оценка и анализ внешней среды организации

Для успешной работы всей организации и удержания «на плаву» в современном мире руководство должно изучать внешнюю среду для прогнозирования возможностей, вовремя составлять план на случай непредвиденных обстоятельств, разрабатывать план для системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и разработка стратегий для реализации выгодных возможностей организации.

Роль анализа внешней среды в процессе стратегического планирования заключается в четких ответах на 3 вопроса:

- Место данной организации в городе, стране, мире по сравнению с другими аналогичными организациями;

- Какое место должна занимать организация в будущем?

- Что надо сделать, чтобы организация переместилась из того положения, в котором она находится сейчас, в то положение, где ее хочет видеть руководство?

В анализе внешней среды нельзя игнорировать фактические и возможные реакции конкурентов. В анализе конкурентов присутствует четыре диагностических элемента:

- анализ будущих целей конкурентов;

- оценка текущей стратегии конкурента;

- отбор предпосылок в отношении конкурентов в отрасли, в которой функционируют данные компании;

- углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.

Для более тщательного исследования элементов конкуренции необходимо четко знать ответы на вопросы:

- Удовлетворен ли конкурент своим настоящим положением?

- В чем уязвимость конкурента?

- Что может предпринять конкурент для улучшения своего положения?

- Что может спровоцировать самые крупные и наиболее эффективные ответные меры со стороны конкурента?

При помощи анализа внешней среды можно создать перечень опасностей и возможностей, с которыми организация сталкивается. Перечень должен включать в себя взвешивание всех внешних факторов и оценку воздействия каждого фактора на организацию. После анализа перечня можно определить слабые и сильные стороны организации.

Для успешного планирования работы необходимо иметь четкое представление о недостатках организации, о существенных внешних проблемах и полно представлять внутренние потенциальные возможности организации.