Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации в 1993-1994 гг.

Показатель год год
Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий, объектов – всего 42 924 21 905
в том числе по формам собственности:    
федеральная 7 063 5 685
субъектов Российской Федерации 9 521 5 112
муниципальная 26 340 11 108
Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах к итогу:
акционирование 31,1 44,8
продажа на аукционах 6,3 4,4
коммерческий конкурс 30,4
инвестиционный конкурс 1,3 1,2
выкуп арендованного имущества 29,5 20,8
продажа имущества ликвидируемых, ликвидированных предприятий и не завершенных строительством объектов 0,4 1,5
продажа недвижимости - -
продажа земли - -
прочие 3,3

 

В целом на данном этапе государство приватизировало в основном предприятия отраслей народного хозяйства (состоянию на 1 мая 1994г. приватизация объектов и предприятий муниципальной собственности в общем объеме приватизируемых предприятий и объектов по Российской Федерации составила 63 %). К августу 1994 года первый этап приватизации был завершен. Его основные результаты: государственная собственность была приватизирована в объеме 37 процентных пунктов.

Второй этап связан с принятием Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утвержденных Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. в этот период времени в России активно развивается система приватизации крупных государственных предприятий в металлургическом и машиностроительном комплексе через залоговые аукционы.

В период середины 1990-х годов государство испытывает острую нехватку финансовых ресурсов в доходной части бюджета. В результате был предложен следующий механизм финансирования дефицита федерального бюджета через коммерческие банки: коммерческий банк предоставляет государству кредит сроком на один год под залог акций крупнейших предприятий; по истечению срока кредита государство выплачивает банку долг, а банк в свою очередь выводить и залога государственное имущество. На практике по факту финансового периода формировался еще больший дефицит бюджетных средств, государство не имело возможности рассчитаться по своим обязательствам в полном объеме. В этом случае предусматривалось проведение залогового аукциона и компенсация долга банку за счет продажи государственных пакетов акций. Таким образом, в Российской Федерации получили начало формирования крупнейшие финансово-промышленные группы: ОК «Русал», Евраз Груп, «Базовый элемент» и другие крупные компании страны.

Таблица 1.2.2