Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации в 1993-1994 гг.
Показатель | год | год |
Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий, объектов – всего | 42 924 | 21 905 |
в том числе по формам собственности: | ||
федеральная | 7 063 | 5 685 |
субъектов Российской Федерации | 9 521 | 5 112 |
муниципальная | 26 340 | 11 108 |
Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах к итогу: | ||
акционирование | 31,1 | 44,8 |
продажа на аукционах | 6,3 | 4,4 |
коммерческий конкурс | 30,4 | |
инвестиционный конкурс | 1,3 | 1,2 |
выкуп арендованного имущества | 29,5 | 20,8 |
продажа имущества ликвидируемых, ликвидированных предприятий и не завершенных строительством объектов | 0,4 | 1,5 |
продажа недвижимости | - | - |
продажа земли | - | - |
прочие | 3,3 |
В целом на данном этапе государство приватизировало в основном предприятия отраслей народного хозяйства (состоянию на 1 мая 1994г. приватизация объектов и предприятий муниципальной собственности в общем объеме приватизируемых предприятий и объектов по Российской Федерации составила 63 %). К августу 1994 года первый этап приватизации был завершен. Его основные результаты: государственная собственность была приватизирована в объеме 37 процентных пунктов.
Второй этап связан с принятием Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утвержденных Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. в этот период времени в России активно развивается система приватизации крупных государственных предприятий в металлургическом и машиностроительном комплексе через залоговые аукционы.
В период середины 1990-х годов государство испытывает острую нехватку финансовых ресурсов в доходной части бюджета. В результате был предложен следующий механизм финансирования дефицита федерального бюджета через коммерческие банки: коммерческий банк предоставляет государству кредит сроком на один год под залог акций крупнейших предприятий; по истечению срока кредита государство выплачивает банку долг, а банк в свою очередь выводить и залога государственное имущество. На практике по факту финансового периода формировался еще больший дефицит бюджетных средств, государство не имело возможности рассчитаться по своим обязательствам в полном объеме. В этом случае предусматривалось проведение залогового аукциона и компенсация долга банку за счет продажи государственных пакетов акций. Таким образом, в Российской Федерации получили начало формирования крупнейшие финансово-промышленные группы: ОК «Русал», Евраз Груп, «Базовый элемент» и другие крупные компании страны.
Таблица 1.2.2