Основные составляющие конкурентоспособности товара
Конкурентоспособность товаров фирмы является основным условием устойчивого положения фирмы на рынке. Она характеризуется набором свойств, удовлетворяющих нужды и потребности покупателей. Конкурентоспособность товара всегда привязана к месту продажи (рынку) и времени продажи. Ее нельзя декларировать, так как она оценивается только рынком, при сопоставлении с товарами-конкурентами и условиями их продажи. В конечном итоге конкурентоспособность влияет на объем продаж и долю охвата рынка.
При расчете показателя конкурентоспособности необходимо определять показатели по трем группам:
- показателям, характеризующим полезность товара для потребителей, к которым относятся, прежде всего, качественные характеристики: назначение, надежность, ремонтопригодность, эргономичность, эстетичность и другие. Данные показатели сравниваются с характеристиками товаров- конкурентов;
- показателям, характеризующим цену потребления товара, включающую покупную цену и текущие затраты в течение всего срока использования товара. Данные показатели также сравниваются с характеристиками товаров-конкурентов;
- нормативным показателям: безопасности использования, патентной чистоты, соответствии стандартам и другим. К данным показателям предъявляются очень жесткие условия, невыполнение их приводит к тому, что товар оказывается неконкурентоспособным.
Необходимо отметить, что успех товара на рынке определяется не только показателем конкурентоспособности, но условиями продажи (условиями поставки и расчета, уровнем ответственности продавца за выполнение обязательств и гарантий и другими) и престижем фирмы-производителя.
Контрольные вопросы:
1.Основные составляющие товарной политики фирмы
2. Этапы разработки нового товара
3. Назначение и основные функции упаковки товара
4. Товарный знак, его основные функции и требования, предъявляемые к нему.
5. Классификация товаров по различным признакам
6. Основные принципы управления товарным ассортиментом фирмы
7.Основные составляющие конкурентоспособности товара.