Тема 6. Стадии разработки инновационных проектов
Классификация проектов.
Выбор приоритетных направлений исследований и разработок.
Тема 5. Сущность инновационных проектов.
1. Классификация проектов.
2. Оформление инновационных проектов.
Для успешного управления инновационной деятельностью и проектами необходимо отличать инновацию от несущественных видоизменений в продуктах, технологиях, а также от реорганизаций (незначительные внешние изменения продукта без существенных изменений его потребительских свойств, изменение параметров технологического процесса без экономического эффекта, создание новых управленческих структур без разработки стратегических направлений и т. д.).
Рассмотрим классификацию инноваций с учетом результативности, направления инновационного проекта, а также выбора метода управления, адекватного особенностям инновационного проекта (таблица).
Классификация инноваций.
№ пп | Признак | Группировки инноваций |
1. | Область применения | Управленческие, организационные, социальные, промышленные и т.д. |
2. | Полученные в результате научно-исследовательских разработок. | Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные. |
3. | Темпы осуществления. | Быстрые, замедленные, нарастающие, затухающие, равномерные, скачкообразные. |
4. | Степень интенсивности. | «Бум», равномерная, массовая, слабая. |
5. | Масштабы. | Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие. |
6. | Результативность. | Высокая, низкая, стабильная. |
7. | Эффективность. | Экономическая, социальная, экологическая. |
8. | Степень распространения | Единичные, диффузные. |
9. | Охват ожидаемой доли рынка | Локальные, системные, стратегические |
Существуют следующие типы инноваций (рисунок).
С помощью продуктивных инноваций получают принципиально новые социально полезные продукты с применением новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих.
Процессные инновации заключаются в разработке и применении новых технологий, методов организации, создании новых организационных структур.
Под инновационным проектом понимается процесс целенаправленного изменения или создания новой технической или социально-экономической системы.
Особенности инновационных проектов:
¨ не повторяются;
¨ имеют заранее сформулированную цель;
¨ задано определенное начало и конец;
¨ ограничены во времени и средствах;
¨ сложны;
¨ требует привлечения специалистов разных профилей;
¨ имеет высокий приоритет.
Проекты имеют различные уровни научно-технической значимости:
модернизационный - конструкция прототипа или базовая технология кардинально не изменяются (установка более мощного двигателя, повышающая производительность станка, автомобиля);
новаторский - конструкция нового изделия по виду своих элементов существенным образом отличается от прежнего путем добавления новых качеств (введение средств автоматизации или других, ранее не применявшихся в конструкциях данного типа изделий, но применявшихся в других типах изделий);
опережающий - конструкция основана на опережающих технических решениях (введение герметических кабин в самолетостроении, турбореактивных двигателей, ранее нигде не применявшихся);
пионерный появляются ранее не существовавшие материалы, конструкции и технологии, выполняющие прежние или даже новые функции (первые радиоприемники, электронные часы, персональные компьютеры, ракеты, атомные станции; биотехнологии).
С точки зрения масштабности решаемых задач проекты подразделяются на:
1) монопроекты — проекты, выполняемые одной организацией или подразделением, отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках. При выполнении необходим координатор или руководитель проекта;
2) мулыпипроекты — проекты представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, в совокупности направленных на достижение сложной инновационной цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, проведение конверсии одного или группы предприятий военно-промышленного комплекса. При выполнении требуются координационные подразделения.
3) мегапроекты — многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей, требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. На основе мегапроектов могут достигаться такие инновационные цели, как техническое перевооружение отрасли, решение региональных и общегосударственных проблем конверсии и экологии, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий.
Различают следующие типы проектов:
инициативные научные проекты;
проекты развития материально-технической базы научных исследований;
проекты создания информационных систем и баз данных (ИС и БД);
издательские проекты,
проекты организации экспедиционных работ и др.
1. Инициативный проект – осуществляется небольшими (до 10 специалистов) научными группам или отдельными учеными. Обычно такой проект выполняется в течение 1-3 лет и не имеет конкретного заказчика. Основное содержание проекта составляют:
1. Фундаментальная научная проблема, на решение которой направлен проект.
2. Конкретная задача в рамках решаемой проблемы.
3. Предлагаемые методы и подходы, в том числе инновационные.
4. Ожидаемые научные результаты, с оценкой степени новизны и оригинальности.
5. Современное состояние исследований в данной области науки.
6. Сравнение ожидаемых результатов с мировым уровнем.
7. Список основных публикаций, которые касаются предлагаемого проекта.
8. Научный задел по предлагаемому проекту, на момент составления проекта.
9. Перечень и характеристика имеющихся структур, лабораторий, оборудования.
2. Проект развития материально-технической базы научных исследований.
В него входят:
1. Фундаментальные проблемы, для решения которых будет использовано дорогостоящее оборудование.
2. Указание сферы применения оборудования: структурные подразделения.
3. Общий план работ по приобретению и вводу в строй нового оборудования.
4. Перечень имеющегося оборудования и материалов с обоснованием необходимости приобретения нового оборудования.
5. Контракт на приобретение или изготовление дорогостоящего оборудования.
3. Проект создания информационных систем и баз данных.
В него входят:
1. Область знания и фундаментальные научные проблемы, для решения которых необходимо создание информационных систем и баз данных, а также круг пользователей и их предполагаемое количество.
2. Конкретная научная задача, на решение которой направлен проект.
3. Предполагаемые методы и подходы, ожидаемые, ожидаемые результаты.
4. Общий план работ на весь срок выполнения проекта.
5. Современное состояние имеющихся информационных систем в данной области науки, их мировой уровень, наличие отечественных или зарубежных аналогов.
6. Имеющийся научный задел, описание ранее созданных информационных систем.
7. Наличие лицензионных программных средств у разработчиков информационных систем.
8. Перечень дорогостоящих программных и аппаратных средств, которые необходимо приобрести.
9. Способы предоставления информационных систем научной общественности (презентация, телекоммуникационный доступ и т. д.).
10. Стандартные характеристики создаваемой информационной системы: требуемый объем оперативной памяти для программ и отдельно для баз данных, предполагаемые аппаратные и операционные платформы, программные средства, необходимые для функционирования информационных систем.
11. Функциональные характеристики: тип информационных систем, количество выходных форм, источники данных в информационных системах, количество полей, записей или объектов, способы предоставления документа, организация и режим поиска и др.
12. Дополнительные возможности: сеть передачи данных, каналы связи, возможности последующего развития информационных систем, способы предоставления информации из информационных систем.
4. Издательский проект.
В него входят:
1. Фундаментальная проблема, на анализ и обобщение которой направлен проект.
2. Конкретная научная задача в рамках данной проблемы.
3. План-проспект издания (структура и создание), объем в печатных листах и предполагаемый тираж.
4. Современное состояние публикаций в данной отрасли науки.
5. Степень оригинальности предлагаемого издания – по созданию, структуре, уровню анализа и обобщения, методика изложения.
6. Научный задел, имеющийся у автора или авторского коллектива.
7. Список публикаций автора по теме данного проекта.
Рассмотренные виды проектов могут составить отдельные инновационные проекты в различных областях научных знаний. Многие проекты могут осуществляться наряду с текущей деятельностью организаций и фирм.
2. Оформление инновационных проектов
Каждый проект должен иметь четкое название, сопровождаться краткой аннотацией. В каждом проекте указывается: число исполнителей; сроки выполнения (начало и окончание); объем финансирования в расчете на год, содержание самого проекта.
Большое значение придается следующей информации:
о руководителе проекта и основных исполнителях (на каждого человека отдельно) указывается полностью ФИО, дата рождения, ученая степень и год ее присуждения; ученое звание и год его присуждения; полное и сокращенное название организации; должность; область научных интересов (ключевые слова, но не более 15); общее число публикаций; адресные данные и др.
об организации, через которую производится финансирование и об организации, в которой выполняется работа. Необходимо указать ее полное и сокращенное название, адресные данные, расчетный счет, наименование банка, МФО, телефон руководителя, телефон бухгалтерии и др.
Если проект представляется на конкурс, то необходимо оформить соответствующую заявку. Условия проведения конкурсов публикуются в печати.
Для выполнения проекта должна быть обоснована смета расходов, включающая общий объем финансирования в расчете на год, в том числе:
¨ заработная плата (не более 50% общего объема);
¨ начисления на заработную плату;
¨ приобретение оборудования и материалов;
¨ услуги сторонних организаций (в том числе на публикацию информации по данному проекту);
¨ командировочные расходы;
¨ экспедиционные расходы;
¨ накладные расходы (не более 20% общего объема).
Проведение работ по инновационному проекту осуществляется в соответствии с техническим заданием, в котором указываются:
тема работы, название, исполнители, руководитель, сроки выполнения, стоимость;
цель работы, имеющийся научный задел, ожидаемые результаты, их научно-техническая и практическая ценность, наименование этапов работ, результат и вид отчетности, перечень представляемой научной, технической и другой документации по окончании работ, рекомендации по использованию результатов.
Завершение работ по проекту оформляется актом закрытия (промежуточного, годового и т.п.).
Проекты, представленные на конкурс, проходят многоэтапную независимую экспертизу, по результатам которой выносится решение по объему финансирования проекта.
3. Выбор приоритетных направлений исследований и разработок
Выбор приоритетных направлений исследований и разработок играет важную роль в государственной научно-технической политике. Ее реализация осуществляется в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению методов, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, развитию фундаментальных исследований, научно-техническому обеспечению социальных программ, международного сотрудничества.
Целями государственных научно-технических программ являются: получение новых знаний в области фундаментальной и прикладной науки; решение научно-технических проблем; создание конкурентоспособной техники, технологии, материалов, обеспечивающих общее повышение уровня знаний и практическую реализацию качественно новых научных идей и технологий, развитие научно-технического и экспортного потенциала страны.
Приоритетными направлениями развития науки и техники являются: информационные технологии и электроника, производственные технологии (лазерные, робототехника, гибкие производственные системы и др.); новые материалы и химические продукты, технологии живых систем (например, биотехнологии), транспорт, топливо и энергетика; экология и рациональное природопользование.
Разработка перечисленных направлений связана с осуществлением государственных, народнохозяйственных, международных и региональных научно-технических программ и проектов.
Государственная научно-техническая программа представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем развития науки и техники.
Программы отбираются исходя из социально-экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной политики, международных обязательств.
Программы относятся к региональному уровню при наличии следующих условий:
¨ соответствие программы и входящих в ее состав проектов приоритетным направлениям развития науки и техники;
¨ существенная значимость решаемой проблемы для экономики, социальной сферы, экспорта, развития науки и техники;
¨ невозможность решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки;
¨ принципиальная новизна и технологическая прогрессивность научно-технических результатов;
¨ возможность влияния на структурные соотношения и повышение эффективности производства;
¨ достаточность (полнота и взаимоувязанность) системы программных мероприятий для решения поставленных задач;
¨ реальность решения проблемы, исходя из возможностей имеющегося задела, наличия кадров, материально-технической базы и других необходимых ресурсов.
Процедуры выбора приоритетных направлений исследований и разработок, а также формы и методы контроля за их исполнением действуют во всех странах. Одним из методов является экспертиза, на основании которой принимаются решения о научной обоснованности, техническом уровне проекта, возможностях его выполнения и эффективности, целесообразности и объеме финансирования.
![]() |
Плюсы и минусы различных методов экспертизы инновационных проектов обусловливают их комбинированное применение.
При проведении экспертиз необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Наличие независимой группы исследователей, выступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы, по подбору специалистов и методам контроля.
2. Осуществлять предварительное прогнозирование и планирование расходов на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля.
3. Увязывать методы контроля с перспективами развития системы руководства научно-технической политикой на государственном уровне.
В ряде стран, например, во Франции, экспертная оценка проектов и контроль за их исполнением проводятся теми организациями, которые осуществляют их финансирование. Обязательными параметрами являются: сроки завершения отдельных этапов работ и всего проекта и степень риска, связанного с осуществлением проекта. В связи с этим во Франции сроки проведения крупномасштабных прикладных исследований колеблются от 8 до 15 лет.
При экспертизе проектов учитывается потенциальное воздействие результатов исследований или разработок на социальную, экономическую и экологическую среду.
Экспертная оценка может быть формализована в виде ответов на вопросы экспертной анкеты и предусматривает следующие варианты итогового заключения эксперта:
5 – проект заслуживает безусловной поддержки;
4 – проект заслуживает поддержки;
3 – проект может быть поддержан;
2 – проект не заслуживает поддержки;
1 – проект не заслуживает рассмотрения экспертным советом.
Экспертиза инновационных проектов может осуществляться государственным заказчиком (если финансирование идет из бюджета), а также специальными фондами поддержки научных исследований и разработок.
Среди которых можно выделить:
Фонд Евразия – американская некоммерческая организация, предоставляющая гранты на поддержку проектов в области экономической и демократической реформы в СНГ.
Фонд Форда – частная благотворительная организация, основанная Генри Фордом и его сыном Эдселом, которая содействует процессам демократизации и экономических преобразований в Восточной Европе.
Всемирный Банк – международная организация, предоставляющая займы, гранты и кредиты на поддержку экономических реформ и процесса стабилизации по всему миру.
Институт «Открытое общество» Фонда Сороса работает на правах благотворительного фонда, поддерживает много проектов в различных областях и сам является инициатором проектов.
Благотворительные трасты Пью – американская благотворительная организация, предоставляет финансовую поддержку в форме грантов.
Основными целями фондов являются:
¨ поддержка и распространение новых научных методов и идей;
¨ поощрение прикладных исследований, связанных с решением проблем экономики переходного периода;
¨ развитие исследовательского потенциала путем создания условий для научной работы молодых специалистов;
¨ содействие укреплению связей внутри научного экономического сообщества;
1. Жизненный цикл проекта и продукта.
2. Состав участников проекта.
3. Декларация о намерениях.