Сопровождение

Эксплуатация

Разработка

Основные процессы жизненного цикла

Среди основных процессов жизненного цикла наибольшую важность имеют три разработка, эксплуатация и сопровождение. Каждый процесс характеризуется определёнными задачами и методами их решения, исходными данными, полученными на предыдущем этапе, и результатами.

 

Разработка информационной системы включает в себя все работы по созданию информационного программного обеспечения и его компонентов в соответствие с заданными требованиями. Разработка информационного программного обеспечения также включает:

  • оформление проектной и эксплуатационной документации;
  • подготовку материалов, необходимых для проведения тестирования разработанных программных продуктов;
  • разработку материалов, необходимых для организации обучения персонала.

Разработка является одним из важнейших процессов жизненного цикла информационной системы и, как правило, включает в себя стратегическое планирование, анализ, проектирование и реализацию (программирование).

 

Эксплуатационные работы можно подразделить на подготовительные и основные.

К подготовительным относятся:

  • конфигурирование базы данных и рабочих мест пользователей;
  • обеспечение пользователей эксплуатационной документацией;
  • обучение персонала.

Основные эксплуатационные работы включают:

  • непосредственно эксплуатацию;
  • локализацию проблем и устранение причин их возникновения;
  • модификацию программного обеспечения;
  • подготовку предложений по совершенствованию системы;
  • развитие и модернизацию системы.

 

Службы технической поддержки играют весьма заметную роль в жизни любой корпоративной информационной системы. Наличие квалифицированного технического обслуживания на этапе эксплуатации информационной системы является необходимым условием для решения поставленных перед ней задач, причем ошибки обслуживающего персонала могут приводить к явным или скрытым финансовым потерям, сопоставимым со стоимостью самой информационной системы.

Основными предварительными действиями при подготовке к организации технического обслуживания информационной системы являются следующие:

  • выделение наиболее ответственных узлов системы и определение для них критичности простоя. Это позволит выделить наиболее критичные составляющие информационной системы и оптимизировать распределение ресурсов для технического обслуживания;
  • определение задач технического обслуживания и их разделение на внутренние (решаемые силами обслуживающего подразделения) и внешние (решаемые специализированными сервисными организациями). Таким образом производится четкое определение круга исполняемых функции и разделение ответственности;
  • проведение анализа имеющихся внутренних и внешних ресурсов, необходимых для организации технического обслуживания в рамках описанных задач и разделения компетенции. Основные критерии для анализа: наличие гарантии на оборудование, состояние ремонтного фонда, квалификация персонала;
  • подготовка плана организации технического обслуживания, в котором необходимо определить этапы исполняемых действий, сроки их исполнения, затраты на этапах, ответственность исполнителей.

Обеспечение качественного технического обслуживания информационной системы требует привлечения специалистов высокой квалификации, которые в состоянии решать не только каждодневные задачи администрирования, но и быстро восстанавливать работоспособность системы при сбоях.