Процессы, протекающие на протяжении жизненного цикла информационной системы

Ввод системы в эксплуатацию

Разработка

На этой фазе производятся координация и оперативный контроль работ по проекту, осуществляется изготовление подсистем, их объединение и тестирование. Основное содержание;

  • выполнение работ по разработке программного обеспечения;
  • выполнение подготовки к внедрению системы;
  • контроль и регулирование основных показателей проекта.

На этой фазе проводятся испытания, опытная эксплуатация системы в реальных условиях, ведутся переговоры о результатах выполнения проекта и о возможных новых контрактах. Основные виды работ:

  • комплексные испытания;
  • подготовка кадров для эксплуатации создаваемой системы;
  • подготовка рабочей документации, сдача системы заказчику и ввод её в эксплуатацию;
  • сопровождение, поддержка, сервисное обслуживание;
  • оценка результатов проекта и подготовка итоговых документов;
  • разрешение конфликтных ситуаций и закрытие работ по проекту;
  • накопление опытных данных последующих проектов, анализ опыта, состояния, определение направлений развития.

примечание

Начальные фазы проекта имеют решающее влияние на достигаемый результат, так как в них принимаются основные решения, определяющие качество информационной системы. При этом обычно 30% вклада в конечный результат проекта вносят фазы концепции и предложения, 20 % - фаза проектирования, 20 % — фаза изготовлений, 30 % — фаза сдачи объекта и завершения проекта.

Кроме того, на обнаружение ошибок, допущенных на стадии системного проектирования, расходуется примерно в два раза больше времени, чем на последующих фазах, а их исправление обходится в пять раз дороже. Поэтому па начальных стадиях проекта разработку следует выполнять особенно тщательно. Наиболее часто на начальных фазах допускаются следующие ошибки:

  • ошибки в определении интересов заказчика;
  • концентрация на маловажных, сторонних интересах;
  • неправильная интерпретация исходной постановки задачи;
  • неправильное или недостаточное понимание деталей;
  • неполнота функциональных спецификаций (системных требований);
  • ошибки в определении требуемых ресурсов и сроков;
  • редкая проверка на согласованность этапов и отсутствие контроля со стороны заказчика (нет привлечения заказчика).

 

Понятие жизненного цикла является одним из базовых понятий методологии проектирования информационных систем. Жизненный цикл информационной системы представляет собой непрерывный процесс, начинающийся с момента принятия решения о создании информационной системы и заканчивается в момент полного изъятия ее из эксплуатации.

Существует международный стандарт, регламентирующий жизненный цикл информационных систем - ISO/IEC 12207.

примечание

ISO - International Organization of Standardization (международная организация по стандартизации).

IEC - International Bectrotechnical Commission (международная комиссия по электротехнике).

Стандарт ISO, IEC 12207 определяет структуру жизненного цикла, содержащую процессы, действия и задачи, которые должны быть выполнены во время создания информационной системы. Согласно данному стандарту структура жизненного цикла основывается на трех группах процессов:

  • основные процессы жизненного цикла (приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение);
  • вспомогательные процессы, обеспечивающие выполнение основных процессов (документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, верификация, аттестация, оценка, аудит, разрешение проблем);
  • организационные процессы (управление проектами, создание инфраструктуры проекта, определение, оценка и улучшение самого жизненного цикла, обучение).

Рассмотрим каждую из указанных групп более подробно.