Системная ориентация концепции
Создание информационных систем требует системной ориентации разработчиков на всех стадиях жизненного цикла системы. Системный подход предусматривает:
• определение концепции развития АИС;
• выработку технологической платформы на основании концепции развития системы;
• формирование модели системы бизнес-процессов и выработку бизнес-правил;
• модернизацию правил работы (регламента) системы управления бизнесом и бизнес-правил;
• разработку системы мероприятий по внедрению качественно новых моментов в работе персонала и всей организации в результате комплексной компьютеризации.
Успех во многом зависит от организационных мероприятий, к проведению которых должно быть готово высшее руководство, включая усилия по формулировке миссии и целей фирмы, по распределению ответственности и контролю.
Последовательное использование системного подхода требует-
• разработки и утверждения концепции;
• принятия архитектурных решений, требующих знаний, как в предметной области, так и в области создания компьютерных систем;
• выбора технологической платформы, системотехнических средств и технологии проектирования;
• проектирования информационной системы методом "сверху вниз";
• параллельной разработки документации, включая технологическую;
• разработки плана внедрения, сопровождения и развития. На практике с учетом уровня квалификации обслуживающего персонала и пользователей, сроков на разработку и внедрение, наличия ресурсов, необходимости подготовки специалистов возможны модификации общей схемы [12] при соблюдении основных требований и принципов.
21.2. Основные требования к интегрированной АИС.
В качествеосновных требований, предъявляемых к интегрированной АИС, можно выделить:
1) открытость АИС, в том числе:
• масштабируемость приложений (переносимость на другие объекты, мобильность);
• привязку приложений к конкретному пользователю и к конкретным техническим платформам (вычислительным и операционным системам);
• настраиваемость функциональных возможностей и интерфейсов пользователей в распределенной структуре;
2) соответствие основным принципам бизнеса:
• регламентированный автоматизированный документооборот;
• единство учета, контроля и хранения документов;
• единство содержательного и формального учета;
• единство аналитического и синтетического учета;
• мультивалютность и настраиваемость на западные нормативы;
3) обеспечение единого информационного пространства:
• пространственная распределенность пользователей;
• функционирование ИС в режиме реального времени;
• расширенные глобальные телекоммуникационные возможности;
• внутрисистемная информационная связанность;
• множественность интерфейсов; виртуальность и однородность их технической реализации;
4) настраиваемость на конкретные приложения и пользователей, в том числе настраиваемость спецификаций:
• описания структуры, состава, функций и полномочий;
• пользовательского интерфейса (формы, отчеты, меню);
• передачи данных в интегрированной системе для различных схем коммуникации (локальные, корпоративные и глобальные вычислительные сети, сеансы on-line и off-line, электронная почта);
• сервисов (включая защиту информации и регламенты взаимодействия);
• межсистемных интерфейсов (персональный, удаленный, телефонный и виртуальный доступ, видеодоступ, использование технологий пластиковых карточек и др.);
5) обеспечение управляемости бизнеса:
• управление стратегией и тактикой развития;
• прогнозирование состояния внешней и внутренней среды (рынков и ресурсов);
• консолидация сети филиалов и дочерних предприятий и их управляемость;
• управление ресурсами, портфелями активов и пассивов;
• администрирование электронного документооборота, прав и полномочий;
6) надежность, защищенность и безопасность:
• резервирование, в том числе техническое и информационное дублирование (включая создание резервного информационного центра);
• множественность уровней защиты;
• авторизация и контроль доступа в систему для проведения отдельных операций и функций; • ведение журналов операций и документооборота;
7) единый регламент документирования, сопровождения и модификации;
8) многоуровневая и многоаспектная система анализа и подготовки принятия решения с гибким и развитым графическим пользовательским интерфейсом.