АВТОМАТИЗАЦИЯ В ТОРГОВЛЕ

 

20.1. АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА В ТОРГОВЛЕ

Отражением внимания участников рынка информационных систем к определенной сфере автоматизации является их активность на традиционных выставках. В этой связи рост за год числа представленных на выставке SofTool'96 информационных торговых систем с 5 до 15 свидетельствует об активности фирм, занимающихся разработкой систем автоматизации торговли.

Среди представленных на российском рынке систем автоматизации торговли можно отметить предложения фирм "Tandem-Soft" ("Торговля и учет" для Windows). "Эйс" ("Гепард"), "1С" ("1С:Торговля"), "Информационные системы и технологии" (система "Аспект"), "КомТех", "Атлант-Информ" (система "Садко"), "Парус", "Мета" (Комплекс автоматизации в розничной торговле), "Интеллект-Сервис", "Инфин", "Веста-С" (Управление товарооборотом на базе системы StorS). Анализ перечня свидетельствует об активности фирм. разрабатывающих бухгалтерские программы.

Так как основой для торговой фирмы служит движение товаров и денег, автоматизация торговой деятельности предусматривает многовариантность организации закупок и торговых схем, гибкую и прозрачную схему складского и секционного учета, многокассовый, многобанковский учет денежных средств и контроль взаиморасчетов с поставщиками и покупателями.

В основу ряда комплексов положены схемы документооборота и основные принципы, аналогичные описанным выше. Например, в системе "Эйс" главными являются:

1) комплексный охват деятельности фирмы;

2) отслеживание движения товара на протяжении всего пути с момента его закупки до реализации по всем промежуточным операциям; 3) учет товаров в разрезе партий в учетных ценах;

4) получение текущей информации по состоянию складов, магазинов и прочих подразделений фирмы, а также взаимоотношений с покупателями и поставщиками;

5) организация различных видов торговой деятельности: опт, розница, консигнация, комиссия и др.:

6) проведение маркетинговых исследований и финансового анализа по результатам деятельности фирмы за любой период времени:

7) ведение независимого учета по нескольким фирмам с возможностью объединения отчетов об их деятельности и автоматизации корпоративной структуры;

8) ведение многовалютного учета;

9) представление данных в российском или международном стандарте;

10) возможность выборки необходимой информации по сложному критерию и представление ее в любом удобном виде: в виде печатной формы, таблицы, экспорта в файл, передачи по электронной почте;

11) максимальная гибкость в настройке комплекса и в распределении прав доступа;

12) работа в сетях с большими объемами данных; распределенный характер системы;

13) максимальная открытость комплекса, в том числе возможность экспорта в популярные программные среды;

14) легкость в освоении и адаптируемость к задачам клиента:

15) возможность стыковки и интеграции с другими программными продуктами.

Рассмотрим более подробно управление складской деятельностью торговой фирмы (на складах и в торговых точках). При этом учитываются следующие факторы:

• товар может иметь несколько независимых единиц измерения, например количество товара, количество упаковок, вес, стоимость; • товар может оцениваться в различных валютах;

• товар может иметь несколько цен в зависимости от объемов и группы покупателей и поставщиков, а также состояния товара в процессе его хранения и реализуемости на рынке;

• товар может иметь различный статус, например статус резервирования.

Особое значение имеет взаимосвязь с подсистемами торговых секций (напрямую или через внутренний склад последних), бухгалтерией и представлением аналитической и управленческой отчетности. В частности, анализ функционирования склада предусматривает получение полной картины о состоянии складов, магазинов и прочих подразделений фирмы, о закупках и продажах с формированием любых отчетных документов в разрезах:

• поставок с аналитикой по подразделениям, поставщикам, товарам или группам товаров, проведением взаимозачетов, получением общего свода по поставщикам;

• продаж по различным видам торговой деятельности с анализом по поставщикам, подразделениям, покупателям и товарам;

* загрузок складов товаром на любой день в ценах остатков или продаж в различных единицах измерения товара;

• переоценок, возвратов, перемещений по поставщику, по­купателю, товару или подразделению; • транспортных расходов.

Основой для автоматизации торгового зала может служить внедрение штрихкодов в качестве стандарта деятельности ТФ.

 

20.2. штрихкоды как средство автоматизации торговых расчетов

Многие фирмы оснащают свои торговые залы интеллектуальным оборудованием: электронными кассовыми аппаратами и системами кассового обслуживания. В рамках единой технологии такая система дает возможность: вести внутрисекционный учет, осуществлять обмен данными со складом и бухгалтерией, а также оперативный внутрифирменный менеджмент. При этом автоматически обеспечиваются:

• получение товарных отчетов;

• возможность редактирования и ввода дополнительной информации;

• проведение групповой обработки операций, отраженных в товарном отчете, в процессе бухгалтерского учета;

• представление справок в различных разрезах в пределах внутрисекционного учета (складов, материально ответственных лиц и т.д.).

Особую роль при автоматизации торгового зала играют штриховые коды. Если в России их использование только набирает обороты, то на Западе это является стандартом. На упаковке всех товаров западного производства присутствует блок штриховых линий (штрихкод), а также набор цифр, которые идентифицируют и характеризуют страну-производителя, предприятие производителя (поставщика), тип товара и его персональную маркировку. Соответствующие международные стандарты дают возможность использовать штрихкоды по всему миру.

В России штрихкоды появились сравнительно недавно. Если в 1992-1993 гг. появление штрихкодов на товарах было событием, то в настоящее время количество товаров со штрихкодами резко увеличилось.

Для использования штрихкодов необходимо специальное оборудование: прежде всего сканеры и принтеры штрихкодов, устройства связи с электронными кассовыми аппаратами и сами аппараты. Ряд комплексных решений предлагают фирмы "Мета", "Интеллект-Сервис" и "Парус", а также зарубежные фирмы. Основными характеристиками такого рода систем являются:

• обслуживание общим центральным компьютером нескольких электронных кассовых аппаратов;

• работа со сканерами и принтерами штрихкодов и электронными весами;

• специально оборудованные рабочие места для персонала магазина, занимающегося учетом;

• автоматический поиск названия и стоимости товара по его коду, введенному с использованием сканера штрихкода или кассового аппарата;

• возможность просмотра и обновления ассортимента без остановки работы кассира;

• автоматический учет всех кассовых операций и возможность оперативного просмотра учетной информации без остановки работы кассы;

• автоматическое формирование кассовых отчетов в финансовом, количественном разрезах и по материально ответственным лицам;

• настройка и управление кассовым аппаратом с любого рабочего места (пробивка чека, продажа/возврат товара, вывод кассовых отчетов и т.п.).

Интеллектуальные кассовые аппараты могут быть снабжены внешним устройством, подключаемым к аппарату с использованием последовательного или параллельного порта, для обслуживания пластиковых карточек. Для массовых покупок широкое распространение приобретают микропроцессорные карточки с применением технологии "электронный кошелек". Далее рассмотрим потенциальные возможности и некоторые особенности их использования с позиций торговой фирмы.

 

20.3. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ С ПОКУПАТЕЛЕМ

"Электронный кошелек" особенно популярен для реализации безналичных платежей за повседневные мелкие покупки (продукты питания, автоматические киоски, книги и т.п.). Этот рынок, мало охваченный платежными карточками, составляет большую часть всего товарооборота.

Данный тип карточек характерен и для стран со слаборазвитыми телекоммуникациями: карточки использовались в Южной Африке, Португалии. В настоящее время успешно развивается проект в Великобритании для оплаты в магазинах розничной торговли. В указанном проекте предусмотрена возможность пополнения средств на карточке через банкомат или через специальный интеллектуальный терминал. Снятие денег с карточки в магазинах производится в терминалах размером с записную книжку, получивших название "электронный бумажник". Затем эти "электронные деньги" с терминалов электронным путем пересылаются в банк. При этом используется модифицированное традиционное оборудование точек оплаты (POS - point of sale).

В Западной Европе наиболее продвинутыми проектами представляются системы, функционирующие в Бельгии и Дании. Бельгийская система Proton запущена в студенческих городках с численностью населения 50 - 80 тыс. человек. Она отличается следующим :

• предназначена для осуществления мелких покупок с использованием специально разработанных терминалов и торговых автоматов;

• использует микропроцессорные карточки с шифрованием;

• применяет банкоматы для пополнения "кошелька" и выдачи денег;

• обеспечивает анонимность средств на карточке (для ускорения платежей не используется pin-код);

• осуществляется шифрование транзакций при их передаче по линиям связи;

• системные ключи хранятся во встроенных в терминалы и автоматы модулях безопасности; • обработка транзакций ежесуточная.

В России наряду с магнитными широко используются и микропроцессорные карточки. Наиболее крупные платежные системы UnionCard и STB-Card предусматривают использование комбинированной карточки. Так, например, Газпромбанк совместно с UnionCard приступили к эксплуатации системы на смарт-картах в г. Югорске Тюменской области. Планируется распространить этот проект на ряд "газовых" городов в Западной Сибири и в других регионах.

Система "Золотая корона" построена на микропроцессорных картах. Она включает порядка 200 банков-участников и достаточно распространена по российским регионам. Следует обратить внимание на интерес к микропроцессорным картам Сбербанка РФ.

Таким образом, использование перспективных систем безналичных платежей открывает новые перспективы для расширения услуг клиентам торговли, что влияет и на показатели эффективности предпринимательской деятельности.

В заключение следует отметить, что автоматизация торговли вступила в пору расцвета.