Тема 10. Ключевые факторы антикризисного управления

Реализация выбранной антикризисной стратегии Выход из кризиса связан с устранением причин, вызвавших его, процесс планирования этого выхода можно назвать антикризисной стратегией,а процесс реализации этой стратегии — тактикой антикризисного управления.

Анализ внешних факторов с целью выявления причин кризиса.

Вопрос 3. Стратегия и тактика в антикризисном управлении.

Классификация маркетинговых стратегий в антикризисном управлении

Формирование маркетинговых стратегий в антикризисном управлении и их классификация

Разработка маркетинговой стратегии для антикризисного управ­ления — сложная и многогранная работа, в значительной степени зависящая от конкретной ситуации. Напомним, что стратегия управления рассматривается в условиях рыночных отношений как мощный управленческий инструментарий, с помощью которого со­временная организация противостоит изменяющимся условиям, прежде всего внешней среды.

 

Таблица 8.3

Признак Виды стратегии
1. Маркетинговая среда Интеграционные стратегии: макроэкономическая; внешнеэкономическая; региональная; произ­водственной сферы и непроизводственной сферы; межотраслевая и отраслевая
2.Функциональное назначение Стратегии факторов производства: производст­венных, инвестиционных, инновационных, финан­совых, трудовых и информационных
3. Развитие организации Антикризисная стратегия, предотвращение несостоятельности, выход из кризиса, ликвида­ция его последствий
4. Вид и масштаб рынка Рыночная стратегия: расширение рынка, проник­новение в глубь рынка, продвижение товара на новые рынки, конкурентные преимущества
5.Приоритет средств маркетинга Товарная стратегия: дифференциация профили­рующего товара, диверсификация Ценовая стратегия: повышение/понижение цен, ценовая конъюнктура Фирменная стратегия: фирменного товара, имиджа, сервиса, стиля и дизайна Рекламная стратегия: информирование о пре­имуществах товара, убеждение, мотивация, напоминание
6. Рыночная конъюнктура Стратегия спроса и предложения: стимулиру­ющая, креативная, поддерживающая, противо­действующая
7. Рыночное поведение Стратегия мелких организаций: копирование продуктов ведущих фирм, приспособление к по­требностям, интеграция с более крупными орга­низациями Стратегия средних организаций: патентная -рыночных ниш, инновационная, интенсивного маркетинга Стратегия крупных фирм: широкое проникнове­ние, «снятие сливок»

Стратегические мероприятия, совокупность которых образует «антиципативный антикризисный менеджмент», состоят в разработке общих целей, долгосрочных задач менеджмента: анализе и оценке положения предприятия, изучении производственного помчи» разработке инновационной стратегии, общей концепции его финансового оздоровления.

«Стратегия — генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения». В самом общем виде стратегия может быть определена как эффективная деловая концепция

(концепция бизнеса), дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время.

Обычно выделяют следующие четыре группы правил, очерчивающих стратегию предприятия:

1) группа: правила оценки результатов деятельности (они определяют курс и формируют план);

2) группа: правила отношений с внешней средой (они очерчивают продуктово-рыночную стратегию, а именно: что, кому и сколько поставить);

.4) группа: правила отношений и процедур внутри предприятия (организационная концепция);

4) группа: правила повседневной деятельности (тактические приемы)

Разработка стратегии предприятия завершается установлением них направлений его функционирования.

Для равновесного состояния предприятия стратегия может разрабатываться на длительный срок (пять—семь лет) и не содержать резких реорганизационных мероприятий.

Для кризисных предприятий стратегия разрабатывается на сравнительно короткий период (от одного до трех лет) и имеет сильно выраженные адаптивные характеристики. Она содержит множество реорганизационных мероприятий и организационно-технологических новаций.

Разработка антикризисной стратегии предприятия.В развитии любой организации существует вероятность наступления кризиса. Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла предприятия (становление, рост, зрелость, спад). Краткосрочные кризисные ситуации не меняют сущности предприятия как производителя прибыли, они могут быть устранены с помощью оперативных мероприятий. Если предприятие в целом неэффективно, экономический кризис приобретает затяжной характер, вплоть до банкротства. Остроту кризиса можно снизить, если учесть его особенности, вовремя распознать и увидеть его наступление. В этом отношении любое управление должно быть антикризисным, т. е. построенным на учете возможности и опасности кризиса. В антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления. Когда становится явной неизбежность кризиса, невозможность его устранить или замедлить, в стратегии антикризисного управления главное внимание уделяется проблемам выхода из кризиса, все усилия сосредоточиваются на путях и средствах выхода из него.

Поиск путей выхода из экономического кризиса непосредственно связан с устранением причин, способствующих его возникновению. Проводится тщательный анализ внешней и внутренней среды бизнеса, выделяются те компоненты, которые действительно имеют значение для организации, проводится сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и на основе оценки реального положения предприятия выясняются причины кризисного состояния. Точная, комплексная, своевременная диагностика состояния предприятия - первый этап в разработке стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия.

2. Анализ состояния предприятия, находящегося в кризисной ситуации.Наряду с анализом внешней среды предприятия важно провести углубленное исследование его реального состояния. Анализируя стратегию предприятия, менеджеры должны сконцентрировать свое внимание на следующих пяти моментах.

1. Эффективность текущей стратегии.

2. Сила и слабость, возможности и угрозы для предприятия. Самый удобный и апробированный способ оценки стратегического положения компании - SWOT-анализ.

Сила - это то, в чем предприятие преуспело.

3. Конкурентоспособность цен и издержек предприятия. Должно быть известно, как цены и затраты предприятия соотносятся с ценами и затратами конкурентов. В этом случае используется

стратегический анализ издержек.

4. Оценка прочности конкурентной позиции предприятия.

5. Выявление проблем, вызвавших кризис на предприятии.

3. Пересмотр миссии и системы целей предприятия.Следующим этапом стратегического антикризисного планирования является корректировка миссии предприятия и системы целей.

Процесс стратегического планирования заканчивается сформулированными методами стратегического анализа и планирования стратегических альтернатив выхода предприятия из экономического кризиса и осуществлением выбора стратегии. Начинается процесс определения тактики реализации выбранной стратегии (оперативное планирование). Следующие этапы связаны с реализацией антикризисной стратегии, оценкой и контролем результатов.

Тактические (оперативные) мероприятия по выходу из экономического кризиса могут быть следующими: сокращение расходов, закрытие подразделений, сокращение персонала, уменьшение объемов производства и сбыта, активные маркетинговые исследования, повышение цен на продукцию, выявление и использование внутренних резервов, модернизация, привлечение специалистов, получение кредитов, укрепление дисциплины и т. д.

Стратегическое и оперативное планирование взаимосвязаны, и заниматься одним в отрыве от другого невозможно. Тактическое планирование должно осуществляться в рамках выбpaнной стpaтeгии. Если оперативные мероприятия по выходу из экономического кризиса осуществляются в отрыве от стратегических целей, это может привести к кратковременному улучшению финансового положения, но не позволит устранить глубинные причины кризисных явлений.

Деятельность менеджеров при реализации выбранной стратегии включает в себя выполнение следующих задач:

• окончательное уяснение выработанной антикризисной стратегии и целей, их соответствие друг другу;

• более широкое доведение идей новой стратегии и смысла целей до сотрудников с целью подготовки почвы для усиления вовлечения сотрудников в процесс реализации антикризисной стратегии;

•приведение ресурсов в соответствие с реализуемой антикризисной стратегией;

• принятие решения по поводу реорганизации.

При реализации новой стратегии необходимо сконцентрировать внимание на том, как изменения будут восприняты, какие силы будут сопротивляться, какой стиль поведения надо выбрать. Сопротивление необходимо уменьшить до минимума или устранить независимо от типа, сущности и содержания изменения.

На стратегию предприятия оказывают влияние и накладывают определенные ограничения существующие структура и система управления, управленческая культура, навыки и ресурсы. Действительность для многих предприятий такова, что они не достигают оптимального сочетания структуры, культуры, навыков, необходимых для успешной деятельности.

Структура предприятия во многом определяет его способность реагировать на изменения внешней среды. В случае если предприятие имеет слишком жесткую организационную структуру, она может стать преградой на пути гибкого приспособления к новым реальным условиям, тормозить процесс инноваций и препятствовать творческому подходу к решению новых проблем и задач. В основном менеджеры стремятся избежать структурных изменений, которые обычно сопровождаются

неразберихой, недовольством со стороны персонала. В результате реорганизация откладывается на максимально длительный период.

Системы управления способствуют или мешают реализации стратегии. С одной стороны, на предприятиях, где процветает бюрократический стиль управления, даже самые несложные решения и расходы персонала нижних уровней должны быть одобрены менеджером более высокого звена. Если человек в течение длительного времени работает в структуре такого типа, едва ли он захочет взять на себя дополнительную ответственность и инициативу. В этих условиях защитой от новых проблем и ответственности будут отговорки, что это не входит в круг должностных обязанностей. С другой стороны, отсутствие систем и документации может привести к дублированию уже проделанной работы или утрате информации, если работник увольняется или переходит на другое место работы внутри предприятия.

Управленческая культура может быть значительной движущей силой. Однако не следует забывать, что управленческая культура предприятия возникла как результат традиций, имеющих длительную историю, и не может быть изменена в одно мгновение. Проблемы могут возникнуть, если управленческая культура войдет в противоречие с антикризисной стратегией предприятия.

Для различных предприятий характерен свой стиль управления. Он может хорошо вписываться в стратегию фирмы, а может и войти в противоречие с ней. В ряде случаев преобладание одного стиля может привести к проблемам. Считается, что автократический стиль может быть полезен только в ситуациях, требующих немедленного устранения сопротивления, при проведении очень важных изменений.

Навыки и ресурсы оказывают также большое влияние на антикризисную стратегию, так как их правильное использование имеет решающее значение для успешной деятельности предприятия. Менеджер должен в максимальной степени мобилизовать ресурсы предприятия и распределить их таким образом, чтобы иметь наибольший эффект. Механизм использования ресурсного потенциала предприятия приводится в соответствие с осуществляемой антикризисной стратегией. До функциональных подразделений, осуществляющих руководство движением ресурсов внутри предприятия, должны быть доведены новые задачи. При этом необходимо провести соответствующую подготовительную работу, чтобы устранить сопротивление с их стороны и убедить в необходимости эффективного участия в осуществлении новой стратегии.

На этом этапе менеджеры могут сравнить то, что требуется для реализации антикризисной стратегии с тем, что фирма имеет сейчас. Сравнивая желаемое с действительным, менеджеры могут использовать балльную систему оценки расхождений. При проведении сравнительного анализа важно выделить именно те моменты, которые могут коренным образом повлиять на успех предприятия.

На стадии реализации антикризисной стратегии высшее руководство может пересмотреть план осуществления новой стратегии, если этого требуют вновь возникающие обстоятельства.

Последним этапом антикризисного стратегического управления являются оценка и контроль выполнения стратегии. Он направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей предприятия.

Если предприятие своевременно отслеживает появление внешней угрозы и располагает временем, достаточным для выработки эффективной реакции, то может последовательно ликвидировать все проблемы. Но в кризисной ситуации реализацию изменений надо осуществить в жестко ограниченный срок. Поэтому при планировании антикризисной стратегии необходимо стремиться к максимальной параллельности работ. Внедрение антикризисной стратегии наиболее эффективно, если она совмещается с уже адаптированной структурой и подчиняется сбалансированной системе целей. Однако в критических ситуациях времени на подготовку базы для стратегических изменений не остается, тогда решительно приходится изменять сложившуюся систему управления, что болезненно сказывается на работе персонала.

Преодоление сопротивления требует осуществления двух групп мероприятий. Во-первых, психологических — определение культурных ориентации различных групп персонала на основе их отношения к изменениям, создание опорных точек внедрения антикризисной стратегии, ограничение влияния на принятие решений со стороны групп, невосприимчивых к изменениям. Во-вторых, системных — формирование переходной структуры предприятия, решающей задачи по внедрению изменений без помех для оперативной деятельности.

На средних и малых предприятиях, для которых характерна хорошая восприимчивость персонала к изменениям, можно последовательно адаптировать старую структуру, накладывая на нее новые проектные единицы, ответственные за внедрение антикризисной стратегии.

При значительных масштабах предприятия с отрицательным восприятием персоналом изменений требуется использовать варианты так называемой двойной структуры, когда внедрение антикризисной стратегии отделяется от оперативной деятельности. Это позволяет менеджерам обеспечить поддержку изменениям в подразделениях, которые заняты их реализацией. Для быстрого проведения необходимых решений твердо используются властные полномочия. При этом разрушаются традиционные системы прохождения команд и заменяются контактами руководителя с исполнителями, минуя некоторые уровни и иерархии.

Значительную помощь в проведении антикризисной стратегии может оказать привлечение специалистов со стороны. Ими могут быть внешние консультанты, новые управляющие, ранее работавшие на других предприятиях, или управляющие из самой компании, имя которых не ассоциируется с прошлой стратегией.

мероприятий стратегической направленности по выходу из кризиса.

Стратегия предотвращения несостоятельности (банкротства) фирмыявляется по существу обобщением всех составляющих экономической стратегии. Ее главная задача — раннее обнаружение кризисных тенденций, так называемых слабых сигналов, предвещающих возможность кризисных явлений, и выработка мер, противодействуют этим явлениям.

Важно отличать стратегию и тактику предотвращения банкротства. Если тактика ориентирована на фактическое финансовое состояние фирмы в текущий период ее деятельности и оценку на этой основе вероятности наступления банкротства в ближайшее время, то стратегия должна исходить из прогнозов возможных последствий тех или иных стратегических долговременных решений. Поэтому ее важней шей функцией является прогнозирование таких последствий на сами» начальных этапах существования фирмы — с момента выбора ее миссии. Следовательно, стратегия предотвращения банкротства должны определять методы выбора стратегических решений, принимаемы в рамках всех составляющих стратегии фирмы.

Особенностью антикризисной стратегииявляется ее ограниченный по сроку и содержанию характер. Такая стратегия считается реализованной, как только предприятие вступило в сбалансирование функционирование и намеченное устойчивое состояние. В этом разрезе антикризисную стратегию можно рассматривать и как средство и снижения конкретной цели, а именно: преодоление кризиса. Цели пpедприятия — это совокупность желаемых результатов его функционирования, показанных с помощью каких-либо цифровых, графических и ими» средств отображения ее статического и динамического состояния.

Каждое предприятие имеет оригинальную систему целей, которые являются отображением целей общества (макросреда), деловой среды, собственников предприятия (в том числе особо крупных инвесторов), наемного персонала.

Что касается высшего менеджмента, то, хотя он и является частим наемного персонала, его цели имеют определенную специфику. От представлены балансом интересов собственников и наемных работников, поскольку обе эти группы (каждая в отдельности или в совокупности) определяют судьбу генерального директора, что особенно актуально для кризисного предприятия.

При таком подходе в условиях кризиса основное внимание стратегического менеджмента должно сосредоточиться на второй группе целей — операционных, поскольку именно их достижение способно этап за этапом вывести предприятие из неустойчивого состояния. В этом контексте понятие «ориентиры» представляется наиболее подходящим для обозначения граничных параметров, условий ре­ния стратегической антикризисной задачи. Таким образом, антикризисная стратегия - программный документ, содержащий название целей (конечных и промежуточных), ресурсы и способы их вовлечения (персонал, фонды, отношения собственности), технологию решения задачи по выводу ее из кризиса (структура предприятия, формулы поведения персонала, правила производственно-финансовой и маркетинговой деятельности).

Антикризисная программа предприятия (план антикризисного управления) — план действий, направленный на повышение эффективности бизнеса и реализацию стратегии его развития в сложном конкурентном и (или) финансовом положении, в том числе направлен­ий на предотвращение банкротства предприятия. Одно перечисление этих органических элементов антикризисной стратегии свидетельствует о сложности данной экономической категории. Антикризисные стратегии предприятия существенным o6pазом отличаются от обычных. Это объясняется их весьма высоким динамизмом, ресурсной жесткостью и повышенной результативностью как в позитивном, так и негативном плане. Одной из постоянных функций антикризисной стратегии предприятия является оценка и прогнозирование возможности его вхождения в кризисное состояние. При равновесном функционировании фирмы такая задача носит в основном прогнозно-аналитический характер, а на этапе кризиса приобретает черты ограниченной по срокам , а зачастую и краткосрочной стратегии.

В этом отношении любое управление должно быть антикризисным, т.е. построенным на учете возможности и опасности кризиса. В антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления. Когда становятся явными неизбежность кризиса, невозможность его устранить или замедлить, в стратегии антикризисного управления главное внимание уделяется проблемам выхода из кризиса, усилия сосредотачиваются на путях и средствах выхода из него.

Вопрос 1. Риски в антикризисном управлении.

Вопрос 2. Инновации в антикризисном управлении

Вопрос 3. Инвестиционная политика в антикризисном управлении.

Вопрос 4. Технологии антикризисного управления.