Концепция электронного правительства. Киберпреступность. Перспективы электронной коммерции

Вопросы для самопроверки

Заключение

Использование систем класса Peer-to-Рeer

Одноранговые системы дают реальную возможность использовать Интернет в его исходном смысле – как всемирную сеть созданных для определенных задач универсальных ресурсов, способных обмениваться информацией и взаимодействовать непосредственно друг с другом.

Вице-президент и главный технолог Intel Architecture Group Пат Гелсингер (Pat Gelsinger)

Развитие сети Интернет привело к появлению новых информационно-коммуникационных систем – Рeer-to-Рeer. P2P – технология построения распределённой сети, где каждый узел может одновременно выступать как в роли клиента (получателя информации), так и в роли сервера (поставщика информации).

Системы P2P делятся на две категории – централизованные и децентрализованные. В централизованных вся информация хранится на сервере системы, в децентрализованных – на компьютерах пользователей. При децентрализованном варианте система получает запрос о необходимой информации, анализирует, на каком узле сети есть эта информация, и если этот узел в данный момент находится в онлайне – обращается с запросом на получение информации к нему, иначе – ставит запрос в очередь.

Как правило, P2P-сеть состоит из равноправных узлов. Причём, каждый из них непосредственно взаимодействует лишь с некоторым подмножеством узлов сети, так как установление связи «каждый с каждым» невозможно из-за ограниченности ресурсов (как вычислительных, так и информационно-пропускных). При этом, передача информации между узлами, не связанными в данный момент непосредственно, может осуществляться как по своеобразной эстафете — от узла к узлу, так и путём установления временной прямой связи. Все вопросы маршрутизации и авторизации сообщений, передаваемых по эстафете, лежат не на едином сервере, а на всех участвующих в передаче узлах.

Ключевыми характеристиками P2P-систем являются:

- надёжность – устойчивость к сбоям, к отключению произвольного числа узлов сети;

- экономичность – отсутствие затрат на серверный комплекс;

- высокая производительность, которая обеспечивается более широкой полосой пропускания;

- управляемость – простота поддержания работоспособности системы, а также решения вопросов, связанных с обновлением контента;

- балансировка нагрузки;

- масштабируемость – сохранение работоспособности при изменении масштабов системы;

- широкие возможности по публикации контента.

Как любой мощный инструмент электронной коммерции, P2P-система многофункционален. Перспективность подобных систем не вызывает сомнений и возможное коммерческое применение охватывает практически все сферы, начиная с обмена коммерческой информацией, построения виртуальных предприятий, систем электронных взаиморасчётов, многоуровневого маркетинга и заканчивая распределёнными процессами вычислений, когда для решения сложной вычислительной задачи параллельно используются ресурсы всех участников сети.

Участие в большинстве P2P-систем бесплатно. Разработчики подобных служб получают доход от рекламы (так называемая AdWare – реклама, включенная в дизайн программы, когда определённая часть интерфейса программы занята баннерами, которые автоматически подгружаются из Интернета во время пользования системой), или от сбора и последующего использования полезной коммерческой информации (привычки пользователя, его ПО, маршруты движения по Сети – так называемое SpyWare).

О перспективности peer-to-peer технологий официально объявила фирма Intel – ведущий разработчик микропроцессоров для персональных компьютеров. В последнее время активно развиваются проекты обмена коммерческой информацией на основе P2P технологий. Появились проекты по распространению в электронном виде не только информации, но и ПО.

Хотя возможных направлений применения P2P-систем довольно много, наибольшее распространение в настоящее время получили только пять:

1. Файловые обменные сети (от англ. file-sharing), например, Gnutella и т.п. В данном случае сети P2P выступают альтернативой FTP-архивам.

2. Распределённые вычислительные сети, сортирующие работу по компьютерам участников системы, а затем собирающие результаты. Например, такие как SETI@HOME.

3. Службы сообщений (Instant-messaging). Наиболее популярные приложения данного класса – ICQ и AIM. Данные системы основаны на общении в рамках виртуального сообщества (коммъюнити) пользователей, установивших у себя на компьютере определённую программу. В настройках этой программы пользователь указывает свои личные данные и то, с кем он хотел бы общаться (партнёры для общения выбираются на основе их личных данных).

4. Сети групповой работы (P2P Groupware). Подобные распределённые приложения пока мало распространены. Одними из самых перспективных считаются Groove Network – сеть, предоставляющая защищённое пространство для деловых коммуникаций, и OpenCola – технология поиска информации и обмена ссылками на наиболее интересные источники, где в роли поисковой системы выступает не поисковая машина, а каждый из пользователей сети, что обеспечивает гораздо более высокую релевантность.

5. Платежные системы на основе технологии электронных денег, где P2P-сеть образуется электронными кошельками пользователей.

Одной из основных проблем использования каждого распределённого приложения, в том числе peer-to-peer приложения, является проблема доверия. В распределённых приложениях уровень доверия – характеристика, которая определяет, какие требования к конфиденциальности при обмене данными и предоставлении доступа к ресурсам использовать с каждым из участников.

В небольших сетях достижение доверия – простая задача, поскольку участники знают друг друга. В тех из них, где используется система реальных имен, доверие может быть достигнуто теми же социальными механизмами, что и в реальной жизни. С ростом сети растёт и проблема достижения доверия. У участников сети нет уверенности в том, что их партнёры именно те, за кого себя выдают.

Для того чтобы обеспечить доверие, сетевое приложение и его инфраструктура должны предоставить ряд гарантий. Во-первых, соединение между партнёрами должно быть защищённым. Во-вторых, инфраструктура должна также позволять либо точно аутентифицировать другого партнёра и сделать заключение о возможности предоставления ему доступа к ресурсам, либо окончательно определить, что аутентификация невозможна. Таким образом, доверие достигается сочетанием трёх стандартных элементов:

1) аутентификация – процесс определения, является ли партнёр тем, за кого он себя выдает. Вопрос аутентификации крайне важен: на сервере Seti@Home представлены свидетельства частого взлома подобных распределённых приложений;

2) авторизация – процесс выдачи идентифицированному партнёру разрешения на совершение неких действий или доступ к ресурсам. В P2P-приложениях партнёры могут быть авторизованы для доступа к некоторому подмножеству ресурсов другого партнёра;

3) шифрование – процесс преобразования информации из доступной для свободного использования формы (например, открытого текста) в недоступную для неавторизованных партнеров форму (зашифрованную).

Одно из стандартных применений шифрования – защита информации, которой обмениваются партнёры в небезопасных сетях, таких как Интернет. Это, в сочетании с авторизацией каждого партнёра, гарантирует, что данные не будут перехвачены в процессе соединения. Если же кроме этого информация имеет ЭЦП или в неё добавлен код идентификации сообщений (Message Authentication Code, MAC), то обе стороны могут быть уверены в том, что информация не была изменена третьей стороной.

Использование процедур аутентификации, авторизации и шифрования обеспечивает определённый уровень доверия в P2P-системах. Без достижения необходимого уровня доверия многие серьёзные приложения сферы электронной коммерции не допускают использование инфраструктуры P2P.

Перспективы использования P2P-систем весьма значительны. Эти технологии активно используются в интернет-трейдинге. Другой областью применения технологии P2P могут стать интернет-аукционы. Вместо того чтобы хранить и передавать всю информацию об определённых лотах, интернет-аукционы могут использовать свои сервера только для хранения метаданных лота, оставляя детали на компьютере пользователя. В этом случае сайты интернет-аукционов могли бы сконцентрироваться на функционировании аукционов и хранении данных обратной связи пользователей, без перекачивания больших объёмов информации о деталях лота, включая его графические изображения.

Таким образом, обновление данных о выставленных лотах может быть практически мгновенным, целостность картины лота значительно увеличится, а сам процесс покупки существенно упростится. Продавец дома из Новой Зеландии не будет перед началом торговли закачивать все графические изображения комнат на сайт интернет-аукциона в Европе, а возможные покупатели из той же Новой Зеландии не будут, соответственно, скачивать всю информацию с европейского сайта. Сайт интернет-аукциона будет организовывать прямое информационное взаимодействие участников торгов.

Ещё одна задача, которую может решить модель P2P – общий формат каталогов данных о товарном предложении для B2B- и B2C-сайтов. Использование каталогов стандартного формата значительно ускоряет обмен данными в системах закупок. Появляется возможность автоматизации операций поиска и приобретения товаров на основе технологии виртуального агента.

 

Данная глава представляет собой обзор систем электронной коммерции в корпоративном и потребительском секторах экономики. В секторе B2B решаются задачи, направленные на оптимизацию товарных и информационных потоков сложных производственных комплексов.

В числе прочего системы электронной коммерции сектора B2B предназначены для поддержания бизнес-отношений между поставщиками и потребителями и призваны решать задачи сбыта и материально-технического снабжения.

Бурное развитие электронной коммерции в последние годы определяется не столько успехами автоматизации коммуникационных процессов, сколько успешной реализацией электронных технологий в бизнесе, создавших необходимую базу для роста общей динамики рыночных процессов.

Главным требованием новой (информационной) эпохи является необходимость совмещения учёта индивидуальных покупательских предпочтений с эффективным производством и системой планирования коммерческой деятельности.

Системы управления ресурсами предприятия в интернет-коммерции могут стать основой эффективных коммуникаций. Внедрение данных систем позволяет оптимизировать экономические процессы предприятия и сделать возможным максимально полное использование преимуществ систем электронной коммерции. Успешный рост электронной коммерции делает особенно актуальным внедрение новых систем автоматизации управления ресурсами предприятия (MRP, MRP-II, ERP, CSRP и т.п.).

Широкое распространение благодаря своей эффективности и удобству получили различные формы представительств компаний в Интернете, переводящие коммуникации фирм в плоскость электронной коммерции. Самым простым и нефункциональным вариантом является сайт-визитка, тогда как на противоположном полюсе находятся всеобъемлющий корпоративный портал.

Экономические изменения, вызванные появлением новых технологий, несут не только новые возможности, упрощающие создание компаний нового типа, но и приводят к резкому росту конкуренции. Помочь вновьсоздаваемым компаниям в таких условиях призваны интернет-инкубаторы. Интернет-инкубатор – венчурная инвестиционная компания, целью которой является организация ускоренной подготовки и быстрого вывода на рынок интернет-компаний и их проектов. Основным направлением деятельности интернет-инкубаторов стало посредничество между генераторами идей, не имеющими достаточного объема ресурсов для их воплощения в жизнь, и компаниями, обладающими необходимыми, ресурсами.

Все виды информационных услуг, которые существуют в традиционной экономике, достаточно легко переносятся в интернет-коммерцию. Преимуществ Интернета как канала оказания услуг несколько: это возможность напрямую взаимодействовать с потребителем, индивидуальность предоставляемых услуг, оперативность получения услуг, их низкая стоимость и анонимность. Среди недостатков (с позиции предпринимателя): высокая конкуренция, которая не ограничена географически; мобильность клиентов: они всегда могут перейти к другому продавцу; отсутствие физического контакта с клиентом (степень воздействия на поведение клиента и импульсивность его покупки снижаются).

 

1. Раскройте понятие торгово-закупочной В2В-системы.

2. Опишите основные процессы осуществления электронной торговли в секторе В2В.

3. Раскройте понятие системы управления закупками (e-procurement).

4. Опишите работу системы полного цикла сопровождения поставщиков (SCM-система).

5. Опишите работу системы управления продажами (e-distribution).

6. Опишите работу системы полного цикла сопровождения потребителей (CRM-система).

7. Охарактеризуйте понятия: электронный каталог, электронный аукцион, электронная торговая площадка, электронная биржа. В чем их отличия?

8. Перечислите услуги, предоставляемые электронными торговыми площадками.

9. Назовите основные различия систем MRP и MRP II.

10. Раскройте понятие ERP-система.

11. Назовите преимущества и недостатки использования ERP-систем.

12. Охарактеризуйте понятие CSRP-система.

13. Дайте определение понятия интернет-инкубатор.

14. Перечислите основные виды интернет-инкубаторов.

15. Дайте сравнительную характеристику систем мобильных взаиморасчетов.

16. Назовите основные различия систем электронной коммерции в потребительском секторе (B2C) от систем электронной коммерции в секторе взаимодействия физических лиц (С2C).

17. Перечислите основные разновидности систем розничной продажи товаров в Интернете.

18. Дайте определение понятия интернет-магазин. Опишите технологию создания интернет-магазина, приобретения товаров в интернет-магазине.

19. Дайте определение понятия телеработа. Назовите факторы, влияющие на распространение технологий телеработы.

20. Раскройте понятия интернет-страхование, интернет-трейдинг.

21. Каково назначение рынка FOREX.

22. Дайте определение понятия интернет-аукцион. Перечислите его основные виды.

23. Назовите ключевые характеристики P2P-систем.