Торгово-закупочные В2В системы

Системы электронной коммерции в корпоративном секторе (В2В)

Системы электронной коммерции в корпоративном (В2В) и потребительских (B2C, С2C) секторах

Вопросы для самопроверки

Заключение

Значение информации в современном обществе очень высоко и продолжает возрастать. Уровень жизни населения, рынки труда, товаров и финансов, система управления и принятия решений существенным образом зависят от уровня использования информационных технологий (ИТ), развития соответствующей инфраструктуры. Главным капиталом в информационном обществе становится информация, она же является и источником власти.

Информационный обмен оптимизируется настолько, что происходит не просто экономия ресурсов и времени, а изменение принципов и традиций общественного производства, распределения и потребления.

Особенностью понятия «электронная коммерция» является сложившаяся практика применения его ко всей экономической деятельности, основанной на использовании информационных технологий.

Под электронной коммерцией следует понимать любую экономическую деятельность с использованием электронных информационных технологий. Предметной областью электронной коммерции как отрасли экономической науки являются экономические отношения, в процессе которых используются электронные информационные технологии. Такое определение избавляет от необходимости создания понятий «электронной экономики», «электронного бизнеса» и т.п. Однако, для особых случаев (совместимости с ранними работами по электронной коммерции) целесообразным является использование «узкой» трактовки электронной коммерции, как коммерческой деятельности с использованием электронных информационных технологий. Но при использовании такой трактовки необходимо указывать, что используется «узкое» понимание электронной коммерции.

История электронной коммерции насчитывает всего около двух десятилетий интенсивного развития. Началом эпохи электронной коммерции следует считать 1960 г., когда компании American Airlines и IBM приступили к созданию системы автоматизации процедуры резервирования мест на авиарейсы – SABRE.

Электронная коммерция, имеет глобальный характер. На интернациональном уровне, по сравнению с внутринациональным, электронная коммерция усложняется такими факторами, как различия в налогообложении, таможенных сборах, правилах банковской деятельности и т.п.

В середине 90-х годов 20-го века практически все формы организации онлайнового предпринимательства, по сути, копировали те, что применяются в офлайновом мире. История экономических отношений насчитывает несколько тысячелетий и, как указывали аналитики, даже использование новейших технологий неспособно внести сколько-нибудь заметные изменения в экономику. Однако последующее развитие событий показало, что электронная коммерция породила совершенно уникальные бизнес-модели и корпоративные стратегии, что кардинально изменило ситуацию в сфере экономики и роль электронной коммерции.

Ужесточение конкуренции на рынке электронной коммерции вызывает к жизни все более разнообразные формы и методы взаимодействия между компаниями (например, виртуальные предприятия) и между компаниями и клиентами (вирусный маркетинг, спонсорские программы и т.п.). В настоящее время развитие бизнес-моделей в электронной коммерции отражает стремление продавцов установить устойчивые связи с покупателями путем предоставления им дополнительных услуг и стимулирования обратной связи.

Появление электронной коммерции вызвало разительные перемены в экономике и привело к изменению традиционных положений экономической теории и практики. Исчезают расстояния между торговыми контрагентами. Иными становятся инструменты ведения коммерческой деятельности.

Т.о., электронная коммерция не только переносит традиционные бизнес-процессы в виртуальную реальность, ускоряя их и предоставляя контрагентам более широкие возможности, но и создает новые виды коммерции, новые принципы взаимоотношений контрагентов и инструменты взаимодействия.

1. Понятие и предметная область электронной коммерции.

2. Перечислите основные модели отношений между участниками процесса электронной коммерции.

3. В чем отличие организационных форм, нструментов и методов ведения традиционной и электронной коммерческой деятельности?

4. Перечислите основные изменения механизмов проведения торговой операции в связи с внедрением технологий электронной коммерции.

5. Какую информацию обычно содержит электронный сертификат ЭЦП?

6. Перечислите факторы, определяющие развитие корпоративной электронной коммерции.

7. Сформулируйте правила нетикета, относящиеся к сбору личной информации о пользователях.

8. Опишите область применения технологий веб-служб.

9. Приведите сравнительную оценку собственноручной подписи, заверенной печатью, с цифровой подписью с точки зрения выполняемых ими функций.

10. Что определяет стандарт UDDI?

11. Перечислите основные правовые проблемы, возникающие при заключении договоров с использованием Интернета.

12. Укажите назначение прокси-сертификата ЭЦП.

13. Опишите участников электронной торговли и их функции согласно протоколу открытой торговли в Интернете.

14. Дайте краткую характеристику стандарта «Открытые приобретения в Интернете» (OBI).

 


Системы электронной коммерции в секторе B2B предназначены для поддержания бизнес-отношений между поставщиками и потребителями и призваны решать задачи сбыта и материально-технического снабжения.

В процессе товародвижения участвуют пять типов хозяйствующих субъектов, образующих цепочку производитель – дистрибутор – дилер – розничный продавец – покупатель. В данной цепочке обязательно присутствие только первого и последнего субъектов.

Тип отношений между каждой парой связанных цепочкой субъектов имеет свои особенности организации электронной коммерции.

Компании-производителю, стремящейся использовать преимущества электронной коммерции, целесообразно определить наиболее важное звено в бизнес-цепочке и начать использование средств электронной коммерции в ней. В первую очередь необходимо автоматизировать трудоемкие рутинные процессы, отнимающие много времени сотрудников: приём заявок; согласование условий, другие виды обмена коммерческой информацией.

Компания-производитель может использовать современные ИТ для внедрения методов электронной коммерции в работу сбытовых подразделений.

Для достижения максимального экономического эффекта от внедрения системы электронной коммерции, информационная система сбыта должна быть состыкована с системами планирования производства и организации поставок.