Понятие и сущность электронной коммерции

Содержание

Введение. 5

1. Понятие и сущность электронной коммерции. 7

1.1. Понятие электронной коммерции.. 7

1.2. История электронной коммерции.. 10

1.3. Структура рынка электронной коммерции.. 22

1.4. Факторы снижения издержек в бизнес-моделях электронной коммерции.. 24

1.5. Факторы развития систем электронной коммерции.. 27

1.6. Преимущества использования электронной коммерции.. 31

1.7. Изменения в экономике, вызванные появлением электронной коммерции.. 35

1.8. Базовые технологии (технико-экономические и правовые основы) электронной коммерции.. 40

1.8.1. Аутентификация контрагентов в электронной коммерции. 40

1.8.2. Международные стандарты и протоколы электронной коммерции. 51

1.8.3. Веб-службы.. 58

1.8.4 Правовое обеспечение электронной коммерции. 61

1.8.5. Этика электронной коммерции. 64

1.8.5.1. Ведение переписки по электронной почте. 67

1.8.5.2. Форумы.. 68

1.8.5.3. Чаты.. 68

1.8.5.4. Конфиденциальность личной информации пользователей. 69

Заключение. 73

Вопросы для самопроверки. 74

2. Системы электронной коммерции в корпоративном (В2В) и потребительских (B2C, С2C) секторах. 75

2.1. Системы электронной коммерции в корпоративном секторе (В2В) 75

2.1.1. Торгово-закупочные В2В системы.. 75

2.1.1.1. Основные процессы осуществления электронной торговли в секторе В2В.. 75

2.1.1.2. Система управления закупками (e-procurement) 77

2.1.1.3. Система полного цикла сопровождения поставщиков (SCM-система) 80

2.1.1.4. Система управления продажами (e-distribution) 85

2.1.1.5. Система полного цикла сопровождения потребителей (CRM‑система) 87

2.1.1.6. Отраслевые (вертикальные) электронные торговые площадки (eMarketplace), электронные биржи 100

2.1.1.6.1. Понятие отраслевой электронной торговой площадки. 100

2.1.1.6.2. Услуги, предоставляемые электронными торговыми площадками. 103

2.1.1.6.3. Структура отраслевой торговой площадки. 107

2.1.1.6.4. Преимущества использования вертикальной торговой площадки. 110

2.1.1.7. Электронные рынки или многоотраслевые (горизонтальные) торговые площадки (e-market) 112

2.1.2. Автоматизированные системы управления ресурсами предприятия. 114

2.1.2.1. MRP – Планирование материальных ресурсов. 114

2.1.2.2. MRP II – планирование производственных ресурсов. 118

2.1.2.3. ERP – планирование ресурсов предприятия. 122

2.1.2.4. CSRP – планирование ресурсов, синхронизированное с потребителем.. 131

2.1.3. Корпоративные представительства в Интернете. 134

2.1.4. Виртуальные предприятия. 141

2.1.5. Интернет-инкубаторы.. 145

2.1.6. Мобильная коммерция. 150

2.2. Системы электронной коммерции в потребительском секторе (B2C) 159

2.2.1. Торговые ряды.. 159

2.2.2. Интернет-витрины (веб-витрины) 161

2.2.3. Интернет-магазины.. 162

2.2.3.1. Понятие и функции интернет-магазина. 162

2.2.3.2. Технология приобретения товаров в интернет-магазине. 167

2.2.3.3. Виды доставки товаров интернет-магазинами. 172

2.2.3.4. Построение системы интернет-торговли. 174

2.2.3.4.1. Основные этапы создания системы интернет-торговли. 174

2.2.3.4.2. Открытие страницы в торговом ряду. 176

2.2.3.4.3. Аренда интернет-магазина. 177

2.2.3.4.4. Покупка готового интернет-магазина. 179

2.2.3.4.5. Разработка интернет-магазина сторонней организацией. 179

2.2.3.4.6. Создание интернет-магазина собственными силами предприятия. 180

2.2.3.5. Управление интернет-магазином.. 181

2.2.3.6. Качество обслуживания в интернет-магазине. 182

2.2.4. Услуги в Интернете. 187

2.2.4.1. Туристические компании в Интернете. 187

2.2.4.2. Интернет-страхование. 192

2.2.4.3. Интернет-трейдинг. 196

2.2.4.3.1. Основные понятия и история возникновения. 196

2.2.4.3.2. Мировой валютный рынок FOREX.. 205

2.2.5. Телеработа. 207

2.3. Системы электронной коммерции в секторе взаимодействия физических лиц (С2C) 213

2.3.1. Интернет-аукционы.. 213

2.3.2. Использование систем класса Peer-to-Рeer 216

Заключение. 220

Вопросы для самопроверки. 221

3. Концепция электронного правительства. Киберпреступность. Перспективы электронной коммерции. 222

3.1. Системы электронной коммерции в секторах взаимодействия физических и юридических лиц с государством (G2C, C2G, B2G и G2B) 222

3.1.1. Понятие электронного правительства (E-Government) 222

3.1.2. Задачи построения электронного правительства. 224

3.1.3. Структура электронного правительства. 227

3.1.4 Предоставление налоговой отчётности через Интернет. 231

3.1.5. Государственные электронные торгово-закупочные площадки. 235

3.1.5.1. Основные понятия электронных систем государственных закупок. 235

3.1.5.2. Преимущества использования электронных систем государственных закупок. 240

3.1.5.3. Организация конкурсных торгов по закупкам для государственных нужд. 241

3.1.5.4. Принципы построения и порядок функционирования электронной системы государственных закупок 251

3.1.5.5. Защита информации в системе конкурсных торгов. 261

3.1.6. Концепция географической информационной системы.. 264

3.1.7. Основные принципы и преимущества электронизации деятельности правительства. 266

3.2. Мошенничество в Интернете. 269

3.2.1. Накрутка. 269

3.2.2. Киберпреступность. 271

3.2.2.1. Понятие киберпреступности. 271

3.2.2.2. Виды компьютерных преступлений. 274

3.2.2.3. Способы защиты от киберпреступности. 286

3.3. Перспективы электронной коммерции.. 290

3.3.1. Технологии электронной коммерции ближайшего будущего. 290

3.3.2 ГИС-технологии, как основа построения электронного общества. 294

3.3.3. Автоматизация розничной торговли на основе технологии RFID.. 299

3.3.4. Основные направления развития систем электронной коммерции. 304

Заключение. 308

Вопросы для самопроверки.. 309

Приложение 1: Словарь терминов. 311

Приложение 2: Источники информации и ссылки на ресурсы электронной коммерции. 333


Введение

Мы находимся на грани переворота, который является столь же глубоким, как изменения в экономике, вызванные промышленной революцией. Скоро электронные сети позволят людям преодолевать барьеры времени и расстояния и использовать преимущества мирового рынка и деловые возможности, даже невообразимые сегодня…

Экс Вице-президент США
Альберт Гор, младший.

Ещё несколько лет назад мало кто мог предположить, что показатели объёмов «Интернет-коммерции» будут увеличиваться в геометрической прогрессии. В 2000 году количество людей, имеющих доступ в Интернет, превысило 300 млн. человек. Около 15% компаний в мире уже ведут бизнес с помощью Интернета. Многие компании полностью переводят свои системы поставок и продаж в электронный режим.

Мэр г. Москвы
Юрий Лужков

В связи с новизной форм и методов электронной коммерции и ещё не сформировавшимся понятийно-категориальным аппаратом для полного объективного описания существующих в электронной коммерции экономических явлений и процессов крайне актуальна задача систематизации уже использующихся понятий и введения новых. Настоящий конспект лекций помогает решить данную задачу.

При изложении материала автор исходил из следующего:

- целевой аудиторией являются экономисты (предполагается, что читатель обладает основами экономических знаний);

- у читателей предполагается определённый уровень базовых знаний по информатике.

В главе 1 даются основные понятия и термины электронной коммерции, её история, правовое обеспечение, формулируются этические основы электронной коммерции. Данная глава носит не только теоретический, но и практический характер – содержит практические примеры и рекомендации.

Глава 2 помогает читателю разобраться в основных направлениях развития электронной коммерции в корпоративном (В2В) и потребительских (B2C, С2C) секторах, оценить её перспективы, а значит и направления развития существующего бизнеса и представить будущее – экономику информационного общества. В главе даются не только прогнозы, но и предлагаются новые бизнес модели и принципы электронной коммерции, которые, возможно, займут достойное место в экономике ближайшего будущего.

Так как наибольшие практические проблемы у экономистов и рядовых пользователей вызывает неоднозначное толкование терминов электронной коммерции – в конспекте лекций в качестве приложения приведен толковый словарь терминов, наиболее часто используемых в данной предметной области. Словарь уточняет и ликвидирует некоторые пробелы в терминологии электронной коммерции. Термины толкового словаря, встречающиеся в тексте конспекта лекций, отмечены курсивом.

Примеры, примечания и детальные разъяснения некоторых понятий выделены цветом, это свидетельствует о том, что данный фрагмент может быть пропущен читателем, что не окажет существенного влияния на понимание им сути изложения.

Все предложения и замечания, связанные с содержанием данного конспекта лекций просьба направлять на e-commerce@psati.ru.