ТЕМА 17. ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА

 

Краткое содержание лекции: Теории конфликта, исторический фон их разработки, важнейшие труды, ведущие теоретики.

Функциональная теория конфликта Льюиса Козера: Исходный замысел Козера, двойственное отношение к теории Парсонса, видение конфликта как функционального процесса. — Базовые посылки (пресуппозиции), из которых исходил Козер. — Книга «Функции социального конфликта», ее содержание и структура. — Способ построения теории: критическое прочтение классики; теория как система пропозиций. — Определение «конфликта». — Основные группы пропозиций. — Причины (источники) конфликта. — Враждебные чувства и конфликт — Реалистические и нереалистические конфликты. — Острота конфликта, ее зависимость от разных переменных. — Длительность конфликта, ее зависимость от разных переменных. — Функции социальных конфликтов.

Диалектическая теория конфликта Ральфа Дарендорфа: Исходные мотивации Дарендорфа: теория конфликта как альтернатива теории согласия. — Неравное распределение власти как источник конфликтов. — Императивно координированные ассоциации. — Отношения господства, легитимность и социальный порядок. — Латентные и явные интересы. — Логика превращения квазигрупп в конфликтные группы. — Неизбежность конфликтов и социального изменения: циклический (диалектический) характер социального развития. — Критика теорий конфликта.

 

 

60-е годы: разработка теорий конфликта и рост их влияния (особенно на фоне социальной нестабильности, пиком которой стали студенческие волнения второй половины 60-х) — в противовес структурному функционализму, прежде всего теории Парсонса, делающей акцент на таких чертах социальных систем, как стабильность, устойчивость, равновесие.

 

Три наиболее влиятельных труда по этой проблематике:

(1) «Обычай и конфликт в Африке» Макса Глакмена (1955);

(2) «Функции социального конфликта» Льюиса Козера (1956);

(3) «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе» Ральфа Дарендорфа (1959).

 

Ведущие теоретики конфликта: Л. Козер (р. 1913) и Р. Дарендорф (р. 1929). — Влияние работы М. Глакмена в основном ограничивалось социальной антропологией: его модель конфликта разрабатывалась на материале африканских обществ и не поддавалась прямому переносу на общества современного типа (хотя для сравнительных целей полезность ее была бы весьма велика).