Сущность и условия возникновения рынка

Рекомендуемая литература

 

1. Курс экономической теории. Учебное пособие. / Под ред. Проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. – Киров, 1996. – С. 76-82, 89-95, 153-160.

2. Максимова В. Микроэкономика. Учебник. – М.: Соминтекс, 1996. – С. 25-35.

3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вкзов. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – С. 33-47.

4. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра эконом. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юрист, 2002. – 93-108.

5. Экономическая теория:Учеб. Для студентов высш. учеб. заведений. / Под ред. В.Д. Камаева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – С. 43-67

6. Экономическая школа. Периодический научно-популярный журнал. / Под ред. М.А. Иванова. – СПб, 1991. – Вып.1. – С. 64-67.

 

Экономический термин «рынок» имеет множество значений. Исторически это слово всегда означало место, где продавались и покупались товары. Здесь непосредственно встречались продавцы, доставившие товар на рынок, и покупатели, имеющие деньги, и здесь в результате договоренности устанавливались цены и количество товара, который в обмен на деньги переходил из рук продавца в руки покупателя. В этом узком смысле понятие «рынок», естественно сохранилось до сих пор как место, где продаются и покупаются товары.

Характерными чертами такого рынка являются:

· взаимодействие продавцов и покупателей;

· предварительное наличие товаров у продавцов и денег у покупателей;

· установление цен и количеств товаров в процессе и в результате договоренности;

· переход товара в собственность покупателя.

В настоящее время вследствие развития хозяйственно – правовой инфраструктуры экономики, средств коммуникации и существенного прогресса общей коммерческой культуры бизнеса некоторые из перечисленных характеристик потеряли свое определяющее значение.

В современной трактовке рынок – это упорядоченная структура (или механизм), посредством которой(ого) взаимодействуют продавцы и покупатели товара, чтобы определить его цену и количество.

В этом определении существенными являются: взаимодействие продавцов и покупателей посредством некоторой упорядоченной системы общения и определение цены и количества товара в результате такого взаимодействия.

Несущественным для современного рынка, особенно для некоторых типов рынков, оказалось предварительное наличие товаров у продавца и денег у покупателя и переход товара в результате сделки в собственность покупателя.

Рыночное хозяйство пришло на смену натуральному. Каковы же исторические условия, сделавшие рынок объективно необходимым?

Условия возникновения рынка: