ТЕМА 7. Международное сотрудничество в рамках юридических неправительственных организаций ООН

Примечания

1. Suttоn J.R. Stubborn Children: Controlling Delinquency in the United States. 1640-1981. Berkerley. University of California Press, 1988.

2. Empeу Т. Juvenile justice reform: Diversion, due process and emstitutionalization. In: Prisoners in America. Ed. by Lloyd Ohlin, 1973.

3. McKelvey S. American Prisons: A Study in American Social History Prior 5. Chicago: University of Chicago Press, 1936; McKelvey S. American sons: A History of Good Intention. N.Y., 1986.

4. Р1a11 A.M. The Child Savers: The Invention of Delinquency. Chicago: the University of Chicago Press, 1977.

5. Murphу J., The juvenile court at the bar. Annals of the American Academy of Political and Social Science. Prentice. 1929.

6. Siege1 J., Senna N. Juvenile Delinquency. Publishing Company, 1990.

7. Сооk Ph., Laub J. The Surprising Stability of youth crime. Journal of Quantitative Criminology. 1986, V 2. P. 265 - 277.

8. Коppe1 H. Lifetime Likelihood of Victimization. Washington. D.C. Bureau of Justice Statistics, 1987.

9. Сu11en F., Кагen G. Reaffirming Reabilitation. Cincinati, Ohio: Anderson Publishing, 1982.

10. Menninger K. The Crime of Punishment, N.Y., 1968.

11. Fe1d B. In re Gault revisited: A cross state comparison of the right to counselin juvenile court. Crime and Delinquency. 1988. Vol, 34, No 1. P. 393-424.

12. Кrisberg B. et al. The Incarceration of Minority Youth. Crime and Delinquency. Vol. 33, No 2, April 1987. P. 173 - 205.

13. Huizinga D., De1bert E. Juvenile Offenders: Prevalence, Offender Incidence, and Arrest by Race. Crime and Delinquency. Vol.33, No 2, April 1987, P. 206 - 223.

14. Fagan J. et al. Blind Justice? The impact of race on the juvenile justiceprocess. Crime and Delinquency. Vol. 33, No 2, April 1987, P. 224 - 258.

15. Вishоp D.M. Prosecutorial waiver in Florida. Crime and Delinquency. 1989. Vol. 35, No 2, April 1989, P. 179-201.

16. Fagan J. Deshines E. Judicial waiver decisions for violent juvenile offenders. Journal of Criminal Law and Criminology. Vol. 81, No 2/Summer 1990. P. 330-352.

17. Fagan J. et al. Racial determinants of the judicial transfer decisions: Prosecuting violent youth in criminal court. Crime and Delinquency, 1987, Vol. 33, No 2, April 1987. P. 261 - 276.

18. McShane M., Williams F.P. The prison adjustment of juvenile offenders. Crime and Delinquency, Vol. 35, No 2, April 1989, P. 254 - 269.

19. Skоvгоn S.E. et al. The Death Penalty for Juveniles: An Assessment of Public Support. Crime and Delinquency, Vol. 35, No 3, October 1989.

В начале XXI в. международное сотрудничество для решения важных общечеловеческих проблем все более переходит на уровень деятельности ООН, ее центров и органов. В их числе важное место заняли неправительственные организации, имеющие консультативный статус при ООН. В сфере охраны прав человека, защиты личности и общества от преступных посягательств это, прежде всего неправительственные организации, имеющие консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН (ЭКОСОС). И в их числе, коль скоро речь идет о борьбе с преступностью, в первый ряд выдвигаются четыре неправительственные организации юридического профиля. В международной практике их принято называть «большими организациями». Это — Международная ассоциация уголовного права (МАУП), Международное криминологическое общество (МКО), Международное общество социальной защиты (МОСЗ) и Международный уголовный и пенитенциарный фонд (МУПФ).

В предыдущих темах данного лекционного курса об этих организациях кое-что уже было сказано. В теме I, посвященной концепции международного сотрудничества в области уголовной юстиции, оценена их первенствующая роль в этом сотрудничестве, объединяющая усилия юристов. В теме 5 представлены некоторые результаты исследований на международном уровне правосудия по делам несовершеннолетних, проведенные, в том числе, и под эгидой «больших организаций».

Думается, что в работе такого плана, как данная, необходим показ специфики деятельности Комитета «четырех» — координационного центра перечисленных организаций, как самостоятельной структуры международного сотрудничества. Последнее тем более важно, что Комитет «четырех» синтезирует все основные исследования данного плана и работает в непосредственном контакте с Венским центром ООН.

Анализ деятельности Комитета «четырех» тем более важен, совместные акции указанных четырех международных организаций и, главное, их общие документы формируют и соответствующую совместную их линию на международной арене и достаточно серьезно влияют на международную политику ООН в области борьбы с преступностью, в том числе и в рамках уголовной юстиции. Примеры того, как это происходит в жизни, представлены ниже.

Деятельность Комитета «четырех», также консультативного органа при ООН, связана, прежде всего, планом функционирования международного сообщества, с подготовкой конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, которые, как отмечалось, проводятся регулярно один раз в пять лет. Однако деятельность Комитета «четырех», как и представленных в нем организаций, этим отнюдь не ограничивается. Ведь каждая международная организация имеет свое профессиональное лицо, свои собственные задачи, отражающиеся на работе Комитета, определяющие и ее содержание.

Итак, что же это такое — Комитет «четырех»? Статус его определен в его полном наименовании: Международный комитет по координации (МКК) между четырьмя международными неправительственными организациями, имеющими консультативный статус при ЭКОСОС. Главное, что их объединяет — это организации профессионально юридические.

Возник Комитет не так давно — в 1982 г., хотя фактически работал с 1960 г. И первая его «неформальная» функция, приведшая к объединению усилий МАУП, МКО, МОСЗ и МУПФ на международной арене, и была помощь ООН в подготовке конгрессов по предупреждению преступности. Получив в 1982 г. консультативный статус при ЭКОСОС, Комитет «четырех» стал тесно сотрудничать со службами этого Совета в области предупреждения преступности и функционирования уголовной юстиции.

Официально Комитет стал готовить подготовительные коллоквиумы перед каждым конгрессом, и ему доверялась координация усилий входящих в него международных организаций по проведению исследований и подготовке рабочих документов по тем или иным вопросам предварительной повестки дня будущего конгресса. А это означало, что Комитет отвечал в каждом таком случае за целый комплекс международных акций, кроме официально утвержденного коллоквиума. Это — деятельность в рамках каждой «большой» организации, распределение вопросов, которые каждая из них готовит, проведение, совместно с центрами ООН, совещаний экспертов, обеспечение участия представителей каждой организации в подобных международных встречах.

Разумеется, такая трансформация «неформального», как тогда его называли, комитета по связям «четырех» в официально созданный Комитет по координации, не могла быть обойдена вниманием МАУП, МКО, МОСЗ и МУПФ. Статус его был ратифицирован руководящими советами всех этих четырех организаций; в состав Комитета вошли, согласно его уставу, их президенты и генеральные секретари. Председателем Комитета на трехлетний срок становился каждый президент автоматически, а очередность связана с «возрастом» каждой из неправительственных организаций, входящих в Комитет.

Таким образом, создание комитета по координации означало и официальное признание международным сообществом того факта, что соединенные усилия профессиональных неправительственных юридических организаций повышают уровень соответствующих международных исследований и качество полученных уже совместными усилиями международных документов (1).

Комитет приглашают к сотрудничеству и многие другие международные организации неюридического профиля. Так, он имеет специальный консультативный статус Фонда ООН по борьбе со злоупотреблениями наркотиками, где была разработана совместная научная программа этой борьбы.

Традиционно для Комитета «четырех» проведение своих заседаний в рамках международных конгрессов входящих в него международных организаций. Так, в 1986 г. такое заседание было проведено в Буэнос-Айресе и отразило тему одиннадцатого конгресса МОСЗ «Интернационализация современного общества и ответ на него движения новой социальной защиты». В 1989 г. подобное заседание было проведено в рамках четырнадцатого международного конгресса уголовного права (проведен МАУП в Вене). Там обсуждалась тема восьмого конгресса ООН, материалы по которой готовил Комитет — «Эффективные международные и национальные акции против организованной преступности и терроризма» (2).

Программа действий МКК сводится к следующему:

1) продолжение совместной организации коллоквиумов по подготовке проводимых один раз в 5 лет конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями;

2) подготовка различных научных сообщений по темам повестки дня конгрессов ООН путем проведения семинаров, «круглых столов», создания исследовательских групп, в том числе при участии экспертов ООН;

3) координация действий четырех организаций при строгом соблюдении общего графика работы;

4) институционализация постоянных представительств четырех организаций при учреждениях ООН и других организациях.

При подготовке, в частности, седьмого конгресса ООН Международному координационному комитету было поручено разработать совместный научный документ по второй теме повестки дня конгресса: «Процесс и перспективы правосудия по уголовным делам в развивающемся мире».

Тема правосудия по уголовным делам в развивающемся мире была изучена с реализмом, который требуется обществу, где технический прогресс лишь в редких случаях сопровождается материальным и моральным благополучием, что часто ведет к росту преступности. Но этот реализм неотделим от надежды на то, что более глубокий научный подход позволит создать фундамент политики в области уголовного права, уголовного процесса и пенитенциарного права, достойный по-настоящему нового и лучшего времени.

В развитие традиции в апреле 1984 г. в Белладжио (Италия) состоялся шестой коллоквиум ассоциаций на тему «Молодежь, преступность и правосудие», соответствующий четвертому пункту повестки дня седьмого конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Тема соотношения этих трех составляющих — молодежь, преступность и правосудие — претерпевает столь сложную эволюцию, что превращается в неизведанную область, в которой поведение и ценности молодежи и взрослых, судебные институты и социальные партнеры переплетаются так сложно и неопределенно, что теоретики и практики права лишены возможности рассуждать и работать на основе старых привычных принципов и норм. Четыре доклада позволили пойти дальше и выделить три важных темы, над которыми мы все вместе должны работать в будущем, требуя их углубления и на национальном и на международном уровнях. Речь идет, в частности, о более культурном подходе к отклонениям от нормы и преступности среди несовершеннолетних; об образовании и воспитании, как подлинном праве несовершеннолетнего, а, следовательно, об основе, на которой должны строиться в положительном смысле судебные действия и меры по включению подростков в общественную жизнь, которые до последнего времени исходили из принципов наказания молодых людей, искупления ими своей вины или, в крайнем случае, их «исправления»; о возрастающей необходимости расширять круг лиц, работающих с несовершеннолетними и применять более разнообразные средства воздействия. Уголовное наказание должно применяться по отношению к несовершеннолетним в качестве крайней меры. В марте 1985 г. Национальный центр по предупреждению преступности и социальной защите организовал в Сан-Винченцо (Италия) международный конгресс по подготовке первого вопроса повестки дня седьмого Конгресса ООН: «Новые параметры преступности и ее предупреждения в контексте развития — проблемы будущего» (3).

Углубленный анализ основных документов и дискуссии позволили исследовать новые проявления преступности, растущие масштабы организованной преступности, зависимость ее от экономических и социально-культурных факторов, соответствующие меры борьбы с преступлениями. Конгресс, кроме того, составил точный перечень совершаемых в настоящее время преступлений и дал некоторые прогнозы относительно их вероятного последующего развития. По первому пункту было достигнуто единодушное согласие: угроза уголовного наказания не является эффективным сдерживающим фактором; сложное общество, в котором мы живем, в большей степени требует норм, процедур и институтов, способных активизировать его возможности и богатство. Конгресс подтвердил необходимость активного сотрудничества между правительствами, если мы хотим сохранить надежду на укрепление порядка. Новым в истории наших встреч стало присутствие на «круглом столе», помимо социологов и юристов, также известных представителей банковского, финансового мира, промышленников и экономистов, политических и профсоюзных деятелей, которые внесли ценный вклад в анализ рассматриваемого вопроса. Выступающим предлагалось, в частности, ответить на следующие важные вопросы:

Каким образом и в какой мере организованная преступность может отрицательно сказываться на деловой экономике, в том числе на инвестициях и их направлении?

Организованная преступность накапливает капитал, полученный незаконным путем, который благодаря процессу обращения в дальнейшем попадает в легальную экономику. В этой связи в какой степени можно согласиться с распространенным мнением о том, что законный и незаконный бизнес похожи между собой и что незаконные дела превращаются в законные?

Каким образом организованная преступность может взаимодействовать с системой ценностей и с функционированием рынка труда и как могут профсоюзы защищаться от этого?

Согласно распространенному мнению, организованная преступность в качестве первоочередной задачи для собственных организационных целей ставит накопление большой ликвидности. Является ли это фактором, сказывающимся на валютной политике и на функционировании банковской системы?

Может ли высокоорганизованная преступность влиять на создание новых экономических предприятий и на готовность деловых людей идти на риск?

Сам я был представителем этих организаций на подготовительной межрегиональной встрече в Дели (в апреле 1985 г.), где рассматривался первый вопрос повестки дня седьмого Конгресса ООН.

И тогда же, в марте 1985 г., Международным координационным комитетом было сделано научное сообщение по пятому вопросу предварительной повестки дня шестого Конгресса — «Формулирование и применение норм ООН в области правосудия по уголовным делам». Специально созданная четырьмя ассоциациями рабочая группа по одному из самых сложных вопросов — о передаче уголовных дел из одной юрисдикции в другую — собралась в марте 1985 г. на семинар в Сиракузах (Италия) в Высшем международном институте криминальных наук для разработки концепции типового соглашения. Оно, подобно документу «Передача иностранных заключенных», рассмотренного в январе 1984 г., было представлено и принято ООН. Тем самым МКК выполнил рекомендацию региональной встречи по подготовке седьмого Конгресса в отношении пятой темы. Решение об этом было принято в Варене (Италия) в сентябре 1984 г.

Таким образом, благодаря более непосредственному и действенному сотрудничеству возрос научный вклад четырех международных юридических организаций и Итальянского центра превенции и социальной защиты в работу ООН в области борьбы с преступностью и разработки теоретических проблем уголовной юстиции.

Пожалуй, одним из самых весомых вкладов в эту международную деятельность было непосредственное участие МКК в организации и проведении седьмого конгресса ООН по предупреждению преступности, о чем уже было упомянуто выше. Конгресс проходил в Милане с 26 августа по 6 сентября 1985 г.

На этом конгрессе, в рамках дополнительных встреч, которые всегда проводятся ООН для неправительственных организаций, МКК организовал дискуссию по проблеме защиты жертв преступлений. Были рассмотрены четыре темы:

жертвы международной преступности и нарушений прав человека, пользующихся международной защитой;

индивидуальные жертвы уголовных преступлений;

уголовная политика по защите жертв преступлений;

проблема виктимизации: уголовная юстиция и пенитенциарные институты.

В 1986 г; в ходе одиннадцатого конгресса МОСЗ, МКК и руководство входящих в него международных организаций выработали основные направления своей деятельности в контексте интернационализации современного общества и соответствующей интернационализации уголовной преступности. Существенное место здесь занимали вопросы соотношения национальной и международной систем правосудия. Этими главными направлениями были признаны следующие:

согласование соответствующих законодательств;

разработка и принятие основополагающих принципов борьбы с преступностью в условиях приобретения ею международного характера;

создание минимальных стандартных правил функционирования правосудия;

проведение согласованных научных исследований странами, имеющими сходные проблемы в вопросах преступности и борьбы с ней, создание соответствующих международных научных проектов и определение органов, которые их будут осуществлять (4).

Указанные выше международные акции под эгидой МКК имели свое продолжение. Так, в конце 1987 г. Итальянским национальным центром превенции и социальной защиты совместно с МКК проводились в Милане международные дни на тему «Декларация ООН об основополагающих принципах правосудия по защите жертв преступлений и злоупотреблений со стороны властей» и «Судебная политика по уголовным делам, проблемы тюремного заключения, иные уголовные наказания и альтернативные им меры».

По инициативе Комитета «четырех» Центром превенции и социальной защиты была организована встреча, посвященная научному вкладу в подготовку восьмого конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1990 г.), выработавшая, в частности, меры по осуществлению Декларации ООН «Об основополагающих принципах правосудия по защите жертв преступлений и злоупотреблений со стороны властей».

На встрече была особо подчеркнута связь между двумя этими проблемами, хотя они рассматривались в различной перспективе. Иными словами, речь идет о едином в обоих случаях стремлении современного правосудия, с одной стороны, дать возможность преступнику включиться в общественную жизнь, а с другой — предоставить жертве преступления адекватное возмещение нанесенного ущерба и оказать помощь в преодолении его последствий.

Следует подчеркнуть, что эти конечные цели имеют прочную традицию в итальянской уголовной системе, которую предполагается еще больше развить в новом итальянском уголовно-процессуальном кодексе.

В том, что касается мер по осуществлению упомянутой Декларации ООН, то они были разработаны во исполнение резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г. в силу присоединения к резолюции ЭКОСОС 1986/10 от 26 мая 1986 г. и к другим резолюциям по этому вопросу. Эти меры были признаны Комитетом ООН по предупреждению преступности и борьбе с ней на его десятой сессии (Вена, август 1988 г.). Следует подчеркнуть, что к этой работе четырех ассоциаций присоединились такие авторитетные организации в области защиты прав человека, как Всемирное общество виктимологии и Всемирная Федерация психического здоровья.

В рамках проведения восьмого Конгресса ООН четыре международные ассоциации, по согласованию с Центром, посвятили свой седьмой симпозиум теме третьего пункта предварительной повестки дня Конгресса: «Эффективные национальные и международные действия против: а) организованной преступности; б) преступной террористической деятельности» (Белладжио, Италия, 3—7 мая 1989 г.). Рекомендации и выводы седьмого симпозиума были представлены на дополнительной встрече в Сиракузах (Италия) в Высшем международном институте криминальных наук (27—28 июля 1989 г.) и были затем доложены Комитету ООН по предупреждению преступности и проблемам уголовной юстиции на его одиннадцатой сессии (Вена, 5—16 февраля 1990 г.). Отметим, что сборник актов указанного седьмого симпозиума был в числе предварительных официальных научных документов представлен восьмому Конгрессу ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, сентябрь 1990 г.).

Даже такой, достаточно схематический обзор деятельности МКК и входящих в него международных неправительственных организаций показывает, что Комитету и четырем «большим» международным организациям оказалось под силу не только проводить широкомасштабные исследования проблем преступности и уголовной юстиции, но, что главное, — формировать научные основы и направления международной уголовной политики. А это в новых условиях интернационализации современного общества не только важно, но и жизненно необходимо.

Кратко обобщая результаты деятельности МКК, можно с уверенностью сказать, что такие проблемы, как новые аспекты борьбы с организованной преступностью и терроризмом, защита жертв преступлений, правовая защита экологической среды обитания человека, борьба с новыми видами преступности несовершеннолетних и совершенствование системы ювенального правосудия — все они, прежде чем выйти на уровень ювенального международного сотрудничества (в рамках конгрессов ООН), родились в недрах четырех «больших» организаций и объединяющего их МКК.

Каковы перспективные планы деятельности МКК? В сотрудничестве с Итальянским национальным центром превенции и социальной защиты (это сотрудничество в последние годы стало весьма плодотворным), МАУП, МКО, МОСЗ и МУПФ, разумеется, вместе с объединяющим их усилия МКК, намерены продолжить работу по исследованию преступного и отклоняющегося поведения, которые наносят ущерб развитию общества. Одной из наших задач мы видим включение в нормальную жизнь маргинальных слоев населения. Конечно, это не освобождение от преступности, но путь к нему, как и к созданию такого мира, который осознает, что любой прогресс возможен только при уважении прав личности и социально-культурных различий разных слоев общества и его представителей.