Как правило, решения должны приниматься там, где возникает

Требования к решениям и их классификация

Рис. 1. Место решения в управленческом процессе

 

Цель – это идеальное, мысленное предвосхищение деятельности. Содержание цели зависит от реальных возможностей субъекта и приемлемых средств для ее достижения. На самом высоком уровне находятся траекторные цели, которые отражают стратегию управления организацией. Ниже расположены рабочие цели, которые вырабатываются ЛПР. Они подчинены траекторной цели и детализируют ее в зависимости от уровня управления. В зависимости от конкретной ситуации, возникающей на данном уровне управления, существуют ситуационные цели.

Ситуация – это состояние объекта управления относительно выбранной цели.

Проблема – это противоречие цели и ситуации, разрешение которого определяет изменение ситуации согласно принятой цели. Управленческая проблема – это сложный теоретический вопрос или практическая ситуация, которые не позволяют в данных условиях получить желательный результат. Причины возникновения проблем:

· неверные правила;

· ошибочные требования;

· непредвиденные обстоятельства;

· неправильные действия.

Проблемы различаются по важности, масштабности, риску последствий, возможности решения.

Управленческое решение – это устранение противоречия (ликвидация отклонения), возникающего между ситуацией (фактическим состоянием) и целью (ожидаемым состоянием). Оно понимается как единовременный акт окончательного выбора одного из возможных вариантов действий и является результатом деятельности менеджера, основные функции которого заключаются в анализе информации о внутренней и внешней средах организации, ее сильных и слабых сторонах и принятия решений для достижения целей.

Управленческие решения являются также основным элементом каждой функции управления – планирования, организации, координации, мотивации и контроля, т.к. их осуществление также требует принятия решения.

Отсюда вытекает, что управленческое решение выступает как своеобразная формула управленческого воздействия на управляемый объект и , таким образом, предопределяет действия, необходимые для проведения изменений в его состоянии.

Вообще понятие «решение» многозначно. Под решением понимают:

· нахождение определенного варианта действий;

· сам процесс деятельности;

· ее конечный результат.

Многозначность понятия «решение» необходимо учитывать и при

определении категории «управленческое решение». Иногда это определение ограничивают лишь выбором возможного варианта действий. Такой подход обедняет содержание данной категории и не соответствует его сущности. Т.к. можно выбрать хороший вариант действий, но он останется лишь намерением, если не осуществлять организационно-практическую деятельность по его выполнению, не проявить настойчивости для его реализации. Иногда распоряжение руководителя не исполняется и решение не реализуется, т.е. одни намерения менеджера действовать определенным образом не являются управленческими решениями, такой подход приводит к изданию многих приказов и распоряжений, а не к конкретному руководству , работе с подчиненными людьми.

Категория «управленческое решение» имеет многоаспектное содержание. В широком смысле будем его понимать как концентрированное выражение процесса управления на его завершающей стадии, как команду , подлежащую выполнению, поступающую от управляющей системы к управляемой. Выделяется три энциклопедических аспекта управленческого решения:

· вариант воздействия управляющей системы на управляемую, формула

воздействия. В этом смысле управленческое решение есть описание предполагаемых действий управляющей системы по отношению к управляемой;

· вид деятельности, протекающей в управляющей системе и связанный с

подготовкой, нахождением, выбором и принятием определенных вариантов действий. В этом аспекте – это вид работы в аппарате управления, определенный этап процесса управления;

· организационно-практическая деятельность менеджера в управляемой

системе. В этом смысле - это акт организационно-практической деятельности руководителя и аппарата управления, осуществляемой по заранее разработанному и сознательно выбранному варианту.

Необходимо для правильного понимания управленческого решения

учитывать все его аспекты в единстве и взаимосвязи.

Таким образом, для глубокого понимания сущности управленческого

решения необходимо уяснить, что не каждое решение руководителя является управленческим, а только такое, которое как минимум:

· используется в ситуации выбора между несколькими

альтернативами, приблизительно равноценными с точки зрения лица, принимающего решение (т.е. приходится выбирать не между хорошим и плохим);

· воспринимается теми, на кого оно влияет, в качестве

обязательного к исполнению (нельзя играть роль руководителя, если никто не принимает роли подчиненного).

Если не выполняется первое условие, мы имеем дело с так называемым

ритуальным управлением, когда руководитель лишь изображает управление, а по существу его решения полностью продиктованы другими лицами или не зависящими от руководителя обстоятельствами.

Если не выполняется второе условие, то – это управленческая утопия (за исключением случаев, когда кто-либо управляет, не принимая роли руководителя), а не реальное управление.

Конкретизируя понятие «управленческое решение», можно выделить его такие свойства:

· управленческое решение предполагает наличие возможных вариантов

действий и выбора одного из них в соответствии с объективно существующей обстановкой, интересами и потребностями;

· выбор и принятие варианта действий являются результатом

сознательной, мыслительно-психологической деятельности человека;

· необходимость и основное содержание управленческого решения

определяются целью и на ее достижение ориентируются;

· управленческое решение обладает активизирующей и организующей

силой;

· в основе управленческого решения лежит организованная

сознательная деятельность людей.

Управленческие решения в организации от всех других отличают:

1. Цели. Субъект управления принимает решение исходя не из своих

собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.

2. Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной

жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Даже на ситуации целых регионов.

3. Разделение труда в организации.

4. Профессионализм менеджера.

Содержание управленческого решения может быть экономическим,

организационным, социальным, правовым либо технологическим. Экономическое содержание управленческого решения проявляется в том, что на разработку и реализацию любого из них требуются финансовые, материальные и другие виды ресурсов. Поэтому каждое управленческое решение имеет реальную стоимость и реализация эффективного управленческого решения должна принести организации прямой или косвенный доход.

Организационное содержание управленческого решения позволяет создать четко определенную и закрепленную систему прав, обязанностей, полномочий и ответственности работников и отдельных служб по выполнению отдельных операций, работ, этапов разработки и реализации управленческого решения.

Правовое содержание управленческого решения состоит в точном соблюдении российских законодательных актов, уставных и других документов организации.

Технологическое содержание управленческого решения проявляется в возможности обеспечения персонала необходимыми техническими и информационными средствами и ресурсами для его разработки и реализации.

Социальное содержание управленческого решения заложено в механизме управления персоналом, который включает рычаги воздействия на человека для согласования его деятельности в коллективе. Социальное содержание управленческого решения в значительной степени изменяется от формы (способа) принятия (индивидуальная, групповая, организационная и межорганизационная), которые будут рассмотрены ниже.

Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, во-первых, что управленческое решение как специфический вид деятельности человека в процессе управления представляется в виде последовательности определенных операций, таких как разработка вариантов, выбор варианта, его принятие (утверждение) и осуществление. Что мы и будем в дальнейшем подробнее рассматривать.

Во-вторых, решение объединяет всю совокупность указанных операций, является сочетанием интеллектуальной деятельности в управляющей системе с организационно-практической деятельностью в управляемой системе. Оно находится на стыке процесса управления и процесса производства, является важнейшим звеном отношений управления, связующим фактором управляющей и управляемой систем.

 

Управленческие решения должны отвечать определенным требованиям. Главные из них:

· обоснованность;

· четкость формулировок;

· реальная осуществимость;

· своевременность;

· экономичность (определяемая по размерам затрат на достижение целей);

· эффективность (как степень достижения поставленных целей в сопоставлении с затратами ресурсов).

проблемная ситуация или появляется неиспользованная возможность. Для этого менеджеров соответствующего уровня управления необходимо наделить полномочиями и возложить на них ответственность за состояние дел на управляемом объекте. Очень важным условием положительного воздействия решения на работу организации является его согласованность с ранее принятыми решениями как по вертикали, так и по горизонтали управления .

Классификация (типология) управленческих решений, принимаемых в организациях позволяет выделить классы или виды решений, требующих различного подхода к организации процесса управления и методам работы при их выработке и принятию, а также неодинаковых по затратам времени и др. ресурсов.

Типология – научный метод, основой которого является расчленение систем и объектов, а также их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Она необходима для четкого определения особенностей управленческих решений, принимаемых на различных уровнях организации, и на этой основе формулирования требований к работникам, принимающим решения, а также к той информации, которую они должны получать. Типология также используется в целях сравнительной оценки и изучения существенных признаков, сведений, функций, отношений, уровней организации объектов. Основные понятия , используемые типологией – это тип, классификация, систематика и др. Применительно к управленческим решениям типология используется как инструмент поиска, анализа, оценки и выбора управленческих решений. Их классифицируют по различным признакам. На основе классификации управленческих решений осуществляется оценка их отдельных разновидностей и упорядочивание.

Существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определенным образом классифицировать. Существует три типа управленческих решений по способам обоснования:

Интуитивные – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо принимающее решение занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. С точки зрения статистики шансы на правильный выбор при этом невысоки.

Основанные на суждениях – иногда кажутся интуитивными, поскольку их логика не очевидна. Такое решение – это выбор, обусловленный знаниями о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Достоинства этих решений в быстроте и дешевизне разработки и принятия. К недостаткам можно отнести то, что они не позволяют принять решение в действительно новой ситуации, так как у руководителя отсутствует опыт, на котором он мог бы обосновать логический выбор. Поскольку суждение всегда опирается на опыт, чрезмерная ориентация на него смещает решения в направлениях, знакомых руководителям по их прежним действиям. Из-за такого смещения руководитель может упустить новую альтернативу, которая должна бала бы стать более эффективной, чем знакомые варианты выбора.

Рациональные решения позволяют существенно повысить вероятность правильного выбора. Главное различие между рациональным решением и решением, основанном на суждении, заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Наиболее общие признаки классификации и виды решений, соответствующие им (характерные для управленческой практики):

1. Длительность действия: стратегические и тактические.

2. Содержание: экономические, социальные, организационные, научные (количественного и неколичественного характера).

3. Объект управления: общие, частные, локальные.

4. Глубина воздействия: одноуровневые, многоуровневые.

5. Направление : внутрь организации, за пределы организации.

6. Степень обязательности: обязательные, вероятностные.

7. Степень структурирования проблемы: хорошо структурированные, слабо структурированные, неструктурированные.

8. Методы решения проблемы: типовые , творческие.

9. Лицо принимающее решение: индивидуальные (типовые), групповые (коллективные).

10. Количество целей: одноцелевые, многоцелевые.

11. Условия среды (степень полноты имеющейся информации): определенность, риск, неопределенность.

12. Уровень творческого вклада (по степени уникальности): рутинные, селективные, адаптивные, инновационные.

13. Временной горизонт: перспективные, текущие.

14. Продолжительность действия: долгосрочные (более 5 лет), среднесрочные (1-5 лет), краткосрочные (менее 1 года).

15. Степень обязательности исполнения: директивные, рекомендательные, ориентирующие.

16. Функциональное назначение: организационные, координирующие, регулирующие, активизирующие, контролирующие.

17. Способ принятия: консультативные, совместные, парламентские.

18. Широта охвата: общие, специальные.

19. Предопределенность (по характеру информации): запрограммированные, незапрограммированные.

20. Способ выработки: интуитивные, адаптационные, рациональные.

21. Субъект управления: единоначальника, коллегиального органа и коллективные.

22. Форма принятия: индивидуальные, групповые, организационные и межорганизационные.

23. Юридическое оформление: планы, приказы, распоряжения, инструкции.

24. Способ фиксации: устные, письменные и т.д.

Рассмотрим классификацию управленческих решений на высоко и

слабо структурированные, т.к. она позволяет более эффективно организовать процесс путем разработки разных подходов и действий, обеспечивающих движение к поставленным целям.

Решения в высокой степени структурированные считаются программируемыми. Они являются результатом реализации определенной последовательности действий или шагов (как при решении математического уравнения). При этом число альтернатив ограничено и выбор делается в пределах направлений, заданных организацией, а также с учетом нормативов, стандартов, правил и т.д. В решениях такого типа применяются правила и процедуры, которые точно предписывают, что надо делать, последовательность действий и способы выполнения. Пример: определение числа руководителей при заданной норме управляемости.

Выделение класса программируемых решений позволяет разрабатывать

стандартные процедуры и программировать решения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью. В результате можно получить значительный выигрыш во времени и затратах на разработку, а также повысить качество решений.

Слабо структурированные решения являются непрограммируемыми, т.к.

принимаются в ситуациях, отличающихся новизной, внутренней неструктурированностью, неполнотой и недостоверностью информации, многообразием и сложностью влияния различных факторов. Это не позволяет находить решения путем построения адекватных математических моделей, и основную роль в поиске играет человек и его способность разрабатывать соответствующую процедуру, ведущую к решению. ЛПР используют имеющуюся у них информацию и собственное представление о том, как принимать подобные решения, при этом нередко в условиях дефицита времени.

Слабо структурированными являются также решения, связанные с

определением целей и формулировкой стратегии развития организации, с изменением ее структуры, с прогнозами работы на новых рынках и т.п. Количество таких решений увеличивается по мере роста масштабов сложности организации. К такому же результату приводят современные тенденции к глобализации экономики, рост ее открытости, т.к. их прямым следствием становятся рост числа связей между организациями, большая динамичность и изменения как внешней среды, так и внутренней организации каждой фирмы.