Наблюдение.
Технология проведения МИ.
Лекция 4. Методы сбора информации
Процесс МИ включает следующие этапы и процедуры:
1. определение проблемы и целей иссл-я.
- определение потребности в проведении МИ
- опр-ие проблемы и формулирование целей МИ.
2. разработка плана иссл-ий.
- выбор методы сбора (первичные, вторичные);
- при полевых исслед-ях определятся объем выборки.
3. реализация плана иссл-я: сбор данных и анализ данных.
4. интерпретация полученных данных и их доведение до рук-ва (подготовка отчета).
Аналитический отчет должен содержать след-ю инф-ю: название группы, которая проводит иссл-я и клиента для кого проводят иссл-е; суть проблемы, цель иссл-я; инф-я о группе нанализ-х физ-х и юрид-х лиц, критерии их выделения, надежность полученой инф-ии; описывается период времени в течение которого пров-сь исслед-е; осн-ые рез-ты исслед-я которые представлены в виде вводов и рекомендаций по решению проблемы; иллюстрации, расчеты и приложения.
Наблюдение- сбор первичных данных при наблюдении за интересующими исследователей людьми и событиями. Н-р: сеть магазинов направляет специальных наблюдателей, которые под видом покупателей проверяют условия продажи и качество обслуживания. В некоторых случаях наблюдение м. б. единственным возможным способом сбора нужной информации. Вместе с тем, с помощью наблюдения невозможно определить мотивы, чувства, отношение потребителей. Поэтому наблюдение часто используется в сочетании с другими методами сбора информации.
Достоинства наблюдения:
- независимость хода исследования от объекта наблюдения;
- объективность за счет отсутствия влияния наблюдателя (интервьюера) на респондента;
- возможность учета окр. среды, обстановки.
Недостатки:
- субъективность восприятия наблюдаемых событий (наблюдатель может неправильно понять жесты респондента);
- если респондент знает, что за ним наблюдают его поведение м. б. не естественным;
- невозможность наблюдения многих факторов.
Формы процесса наблюдения:
1. по хар-ру окр-ей обстановки:
– полевое – происходят в естественных условиях;
- лабораторные – проводят в специально созданных условиях.
2. восприятие объекта наблюдения:
- персональное – фиксируется наблюдателем;
- события фиксируются с помощью приборов;
3. степень открытости наблюдения;
- открытое – наблюдателям известно о проводящемся исследовании;
- скрытое – наблюдаемым не известно о проводящемся исследовании.
Эксперимент – требует отбора сопоставимых групп субъектов, создание для этих групп различной обстановки, контроля за переменными составляющими и установление степени значимости наблюдаемых различий. Н-р: чтобы узнать влияние цены на сбыт, компания, производящая духи может представить в одном городе духи по одной цене, а в другом – по другой. При выборе схожих городов и маркет-х мероприятий различия в объеме продаж можно связать с фактором цены.
Опрос – сбор первичных данных, направленный на выяснение знаний, взглядов, предпочтений потребителей и особенностей покупательского поведения. Если компании нужны сведения о знаниях людей, их взглядах, предпочтениях, покупательском поведении, то лучше всего это выяснить, задавая вопросы непосредственно каждому покупателю.
Респондент- лицо, которому задают вопросы.
Интервьюер – лицо, субъект, задающий вопросы.
Формы опроса:
1. по количеству одновременно опрашиваемых лиц: индивид-ые, групповые;
2. по степени стандартизации:
3. структурированные - исследования в ходе которых жестко задается последовательность и формулировка вопросов; неструктурированные;
4. по способу сбора данных: устное, письменное;
5. по виду используемых коммуникаций: телефон, почта, личные опросы, Интернет.
Самостоятельной и распространенной формой опросов является анкетирование.
Анкета – инструмент сбора данных при опросе.
В ходе разработки анкеты необходимо определить, какие вопросы следует задавать и в какой последовательности.