Наблюдение.

Технология проведения МИ.

Лекция 4. Методы сбора информации

 

Процесс МИ включает следующие этапы и процедуры:

1. определение проблемы и целей иссл-я.

- определение потребности в проведении МИ

- опр-ие проблемы и формулирование целей МИ.

2. разработка плана иссл-ий.

- выбор методы сбора (первичные, вторичные);

- при полевых исслед-ях определятся объем выборки.

3. реализация плана иссл-я: сбор данных и анализ данных.

4. интерпретация полученных данных и их доведение до рук-ва (подготовка отчета).

Аналитический отчет должен содержать след-ю инф-ю: название группы, которая проводит иссл-я и клиента для кого проводят иссл-е; суть проблемы, цель иссл-я; инф-я о группе нанализ-х физ-х и юрид-х лиц, критерии их выделения, надежность полученой инф-ии; описывается период времени в течение которого пров-сь исслед-е; осн-ые рез-ты исслед-я которые представлены в виде вводов и рекомендаций по решению проблемы; иллюстрации, расчеты и приложения.

Наблюдение- сбор первичных данных при наблюдении за интересующими исследователей людьми и событиями. Н-р: сеть магазинов направляет специальных наблюдателей, которые под видом покупателей проверяют условия продажи и качество обслуживания. В некоторых случаях наблюдение м. б. единственным возможным способом сбора нужной информации. Вместе с тем, с помощью наблюдения невозможно определить мотивы, чувства, отношение потребителей. Поэтому наблюдение часто используется в сочетании с другими методами сбора информации.

Достоинства наблюдения:

- независимость хода исследования от объекта наблюдения;

- объективность за счет отсутствия влияния наблюдателя (интервьюера) на респондента;

- возможность учета окр. среды, обстановки.

Недостатки:

- субъективность восприятия наблюдаемых событий (наблюдатель может неправильно понять жесты респондента);

- если респондент знает, что за ним наблюдают его поведение м. б. не естественным;

- невозможность наблюдения многих факторов.

Формы процесса наблюдения:

1. по хар-ру окр-ей обстановки:

– полевое – происходят в естественных условиях;

- лабораторные – проводят в специально созданных условиях.

2. восприятие объекта наблюдения:

- персональное – фиксируется наблюдателем;

- события фиксируются с помощью приборов;

3. степень открытости наблюдения;

- открытое – наблюдателям известно о проводящемся исследовании;

- скрытое – наблюдаемым не известно о проводящемся исследовании.

Эксперимент – требует отбора сопоставимых групп субъектов, создание для этих групп различной обстановки, контроля за переменными составляющими и установление степени значимости наблюдаемых различий. Н-р: чтобы узнать влияние цены на сбыт, компания, производящая духи может представить в одном городе духи по одной цене, а в другом – по другой. При выборе схожих городов и маркет-х мероприятий различия в объеме продаж можно связать с фактором цены.

Опрос – сбор первичных данных, направленный на выяснение знаний, взглядов, предпочтений потребителей и особенностей покупательского поведения. Если компании нужны сведения о знаниях людей, их взглядах, предпочтениях, покупательском поведении, то лучше всего это выяснить, задавая вопросы непосредственно каждому покупателю.

Респондент- лицо, которому задают вопросы.

Интервьюер – лицо, субъект, задающий вопросы.

Формы опроса:

1. по количеству одновременно опрашиваемых лиц: индивид-ые, групповые;

2. по степени стандартизации:

3. структурированные - исследования в ходе которых жестко задается последовательность и формулировка вопросов; неструктурированные;

4. по способу сбора данных: устное, письменное;

5. по виду используемых коммуникаций: телефон, почта, личные опросы, Интернет.

Самостоятельной и распространенной формой опросов является анкетирование.

Анкета – инструмент сбора данных при опросе.

В ходе разработки анкеты необходимо определить, какие вопросы следует задавать и в какой последовательности.